Прежде чем тираннозавр сможет возвышаться над посетителями музея, а трицератопс сможет похвастаться своими огромными рогами, окаменелости динозавров сначала необходимо тщательно реконструировать — очистить, соединить вместе и даже раскрасить.
Для американского реставратора Лорен Макклейн этот процесс подобен сборке гигантского 3D-пазла.
Работа Макклейн начинается в ее домашней мастерской недалеко от Хьюстона, штат Техас, где она тщательно очищает грязь, прилипшую к останкам возрастом более 60 миллионов лет, с помощью крошечной дрели с воздушным компрессором, похожей на инструмент стоматолога.
Затем она должна собрать эту древнюю головоломку, хотя ее кусочки почти всегда отсутствуют.
Она лепит пломбы на утраченные части, затыкая отверстия и заделывая трещины, появившиеся на бедренных костях эдмонтозавра или зубах мегалодона за миллионы лет. Она даже работала над окаменелостью Eurypterida, или морского скорпиона, возрастом 200 миллионов лет.
По ее словам, Макклейн на самом деле не очень любит головоломки.
Но когда он «превращается в динозавра… я могу справиться с такими головоломками», — говорит 33-летний мужчина.
«Когда у вас есть что-то, состоящее из ста частей, вам действительно нужно изучить все эти края и то, как они совпадают, и очень, очень отточить эти детали, чтобы восстановить это в том виде, в котором оно было», — объясняет Макклейн.
Многие из гигантов, которые реконструирует Макклейн, когда-то бродили по земле, которая сейчас является Соединенными Штатами, от Флориды на юго-востоке до Монтаны и Дакоты на севере и Калифорнии на западе.
Доисторическая бедренная кость
Макклейн увлекалась динозаврами с тех пор, как была детской фанаткой «Парка Юрского периода». Она даже провела свою свадьбу в Хьюстонском музее естественных наук, где выставлено несколько воссозданных скелетов динозавров.
Работая графическим дизайнером, Макклейн несколько лет назад начала участвовать в раскопках окаменелостей и с помощью нескольких профессиональных наставников-палеонтологов основала собственное предприятие по реставрации под названием Big Sky Fossils.
Семь месяцев назад она уволилась с офисной работы, чтобы полностью сосредоточиться на своей компании.
Недавно Макклейн работала над черепным куполом пахицефалозавра, принадлежащего техасскому музею, и, ища больше места для расширения своей мастерской, работала в своем гараже над восстановлением бедренной кости гадрозаврид, почти такой же большой, как она.
Сначала она вставляет металлический стержень в гигантскую бедренную кость для устойчивости. Затем она тщательно его чистит и скрепляет все детали вместе с помощью сильнодействующего клея. Затем эпоксидная замазка заполняет все щели, где отвалились части окаменелости. Наконец, Макклейн красит все новые детали в тот же цвет, что и оригинал.
«Восстановление недостающих частей окаменелостей зачастую является самой сложной задачей», — говорит Макклейн.
«Потому что вам нужно не только иметь представление об анатомии этого конкретного динозавра, но и вам нужен хороший справочник».
«Я разговариваю со многими палеонтологами, чтобы понять это правильно», — добавляет она.
Терпение и наблюдательность
Фильмы заставляют зрителей поверить, что окаменелости динозавров выкопаны из земли нетронутыми, говорит Дэвид Темпл, куратор палеонтологии Хьюстонского музея естественных наук.
«Но на самом деле все совсем не так», — объясняет он.
«Каждая когда-либо найденная окаменелость нуждается в некоторой степени ухода, некоторой степени реставрации, некоторой степени консолидации, потому что даже сам процесс ее извлечения из земли — это разрушительно», — говорит Темпл, выступая в разделе музея «Меловой период».
После восстановления оригинальные окаменелости также используются для создания реалистичных копий, так что несколько версий одной и той же модели могут отображаться в нескольких местах одновременно.
«Многие палеонтологи готовят свои собственные окаменелости, но не все это делают», — говорит Темпл. «Часто они осознают, что у людей, которые этим занимаются, это очень специализированный навык».
Иногда, когда кусочки костей, которые не совсем подходят друг другу, склеиваются, палеонтологи и реставраторы шутят, что изобрели «новый вид», говорит он.
«Терпение очень важно. Наблюдение очень важно», — добавляет он.
Прежде всего, реставрационные работы требуют осторожности, говорит Темпл.