Люди больше доверяют религиозным лидерам, чем политикам

Прочитано: 145 раз(а)
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...


Точность статистических данных о религиозной принадлежности в странах Африки к югу от Сахары вызывает сомнения. Это затрудняет оценку религиозных течений.

Этот вопрос недавно поднялся в Кении после публикации статистических данных о религиозной принадлежности. В частности, тот факт, что перепись показала, что 1,6% кенийцев идентифицировали себя как атеисты, агностики или не исповедующие никакой конкретной религии. На языке переписи они были классифицированы как «нет».

Но точна ли эта цифра? Думаю сомнительно. На это есть две основные причины.

Во-первых, религиозная статистика сильно политизирована, поскольку связана с этнической принадлежностью и политикой. По всему континенту политики, как правило, склонны кооптировать религиозных лидеров для своих кампаний.

Согласно некоторым опросам , люди в целом больше доверяют религиозным лидерам, чем политикам. Поэтому для политиков имеет смысл заручиться поддержкой этих лидеров.

Антропологи Йонатан Н. Гез, Надя Бейдер и Хельга Дикоу в своем исследовании по этому вопросу приводят ряд примеров. В Чаде, например, из-за затяжной гражданской войны между 1965 и 1979 годами перепись 2009 года не проводилась из-за последствий для демографического баланса мусульман и христиан. А в Нигерии мусульманские лидеры пригрозили бойкотировать национальную перепись, если в анкету будет включена категория «религия».

Ученые предупреждают, что эти примеры показывают, что отчеты переписи населения в Африке не следует принимать за чистую монету, когда речь идет о религиозной принадлежности.

Вторая причина неточности статистических данных о религиозной принадлежности связана с тем, как составлены переписные листы, особенно в отношении категории «никто». Использование категории широко варьируется. В некоторых странах он используется для обозначения ряда групп, не связанных с религией. В других он полностью исключен. Изучение 105 отчетов переписи населения в Африке показало, что только в 64 использовалась категория «нет».

Эти проблемы объясняют, почему данные переписи могут показывать стабильный и очень низкий процент африканцев, не являющихся таковыми. Это противоречит общемировой тенденции снижения религиозности .

Три антрополога в своем исследовании также подчеркнули трудности с правильным проецированием «религиозных нон» на континент . Они говорят, что оценки этой категории сильно различаются в зависимости от дизайна каждого исследования. Это включает в себя используемые методы выборки и формулировку вопросов.

Например, опрос Гэллапа 2012 года показал, что «неверующие» в Африке к югу от Сахары составляют 7%, что является самой высокой оценкой. В середине самые обширные источники данных по теме, Pew Research Center (2010 г.) и Afrobarometer (2018 г.). Оба оценили «религиозные нонсенсы» в 3,2%. Внизу оценка Всемирной христианской энциклопедии чуть менее 1%.

И вот, последние данные переписи (2019 г.) показывают, что 1,6% кенийцев не являются «никем». «Нет», согласно измерению в Кении, включает ряд групп, таких как атеисты, агностики и гуманисты, что указывает на широкий охват и отсутствие точности. Сайт Общества атеистов Кении также включает в себя ряд групп разной ориентации, но объединенных неверием.

Тенденции в религиозном следовании

Данные показывают глобальный спад религиозности. Сравнительное исследование с 1980 по 2020 годы выявило следующие глобальные тенденции:

  • группа «практикующих религию» осталась ниже отметки 40%,
  • «нерелигиозная» группа упала с примерно 16% в 1980 году до примерно 13% в 2020 году,
  • группа «непрактикующих» выросла с 24% в 1980 г. до почти 34% в 2020 г.,
  • «атеисты» в значительной степени остались на курсе около 21% за этот период.

В странах Африки к югу от Сахары процент группы, «исповедующей религию», в этот период оставался на уровне около 81–82%. Группа «неисповедующих религию» осталась на уровне около 15%, в то время как доля «атеистов» колебалась от 4% до почти 2%.

На этом фоне особенно выделяются данные кенийской переписи.

Сложность большинства обследований, включая государственную перепись , заключается в том, что вопросы четко не определены или игнорируются ключевые факторы, отличающие разные когорты, иногда намеренно для искажения результатов. Вопрос религии считается однозначным и окончательным. Однако религиозный плюрализм является обычным явлением в большей части Африки к югу от Сахары.

Вопрос морали

Обычно считается, что религиозная принадлежность влияет на индивидуальное поведение. Мировые тенденции показывают, что в странах с более низким ВВП люди чаще связывают веру в Бога с нравственностью. Кения, Нигерия и Южная Африка являются странами с более низким ВВП на душу населения и продемонстрировали большее сходство с верой в Бога, чтобы иметь хорошие моральные ценности.

На Западе более молодое население, как правило, меньше заботится о вере в Бога, чтобы иметь хорошие ценности. В Нигерии и, предположительно, в Кении такой разницы в возрасте не видно, когда заявляют, что вера в Бога необходима для наличия хороших ценностей.

Кажется, есть небольшая разница между тем, как протестанты и католики живут в этом уравнении. В Кении больше протестантов, чем католиков, заявляют, что Бог играет важную роль. Аналогичные настроения и в Южной Африке: протестанты 98%, католики 97% и представители традиционных религий 92%.

Учитывая эту статистику, атеистам в Кении нечем заняться, чтобы заручиться большей поддержкой общества для свободного сосуществования. Однако объединение их в более широкую категорию «никаких» делает их менее заметными как отдельную группу.

Вывод

Атеисты сталкиваются с тяжелой борьбой в Кении.

Общество атеистов в Кении боролось с властями штата за регистрацию. Их заявка была первоначально отклонена в январе 2016 года, а затем одобрена в следующем месяце. В апреле того же года генеральный прокурор страны приостановил регистрацию общества. Два года спустя, после подачи апелляции в Верховный суд Кении, регистрация была восстановлена.

Однако обществу предстоит пройти долгий путь, чтобы убедить остальную часть Кении принять светскую жизнь. Если кенийские атеисты хотят лоббировать светский образ жизни и убрать молитвы из школ, то им нужно убедить общество в целом, почему атеизм имеет значение в стране. Им также необходимо обратиться к основополагающим представлениям о свободе в светском обществе.

Люди больше доверяют религиозным лидерам, чем политикам



Новости партнеров