Восприятие юмористических сцен связано со специфической электрической активностью мозга

Прочитано: 72 раз(а)


Есть ли оценка юмора в мозгу? В новом исследовании, опубликованном в журнале Neuropsychologia, Вадим Аксельрод из Университета Бар-Илан в Тель-Авиве в сотрудничестве с Лайонелом Наккаче (Университет Сорбонны, AP-HP) из Парижского института мозга расшифровывает мозговые основы эмоций, которые мы испытываем в кинотеатре.. Воспользовавшись эмоциональной синхронизацией, которая объединяет зрителей одного и того же фильма, исследователи обнаружили, что самые смешные эпизоды в фильмах Чарли Чаплина связаны с определенной церебральной электрической оркестровкой. За этим многообещающим первым шагом должны последовать исследования, направленные на воспроизведение этого открытия.

Юмор необходим для ослабления межличностной напряженности, уменьшения стресса, облегчения физических и моральных страданий и даже для улучшения иммунного ответа организма. Учитывая эту центральную роль в нашей жизни, желательно понимать когнитивные и нейронные механизмы, на которых она основана. В то же время то, что заставляет нас смеяться, сильно зависит от данной культуры, эпохи или контекста. Совершенно невероятно смеяться над шутливыми граффити Древнего Рима или комическими диалогами театра Но… В таком случае, как мы можем обобщать, как работает юмор ?

«Большая часть человечества, безусловно, разделяет некоторые аспекты юмора», — говорит Лайонел Наккаш, специалист по исследованию человеческого сознания и один из руководителей группы PICNIC в Парижском институте мозга. «Люди особенно восприимчивы к комедийной силе невербального юмора, такого как жестикуляция, падения, необоснованные удары или имитация. Физическая комедия является основой фарса, бурлеска, клоунады и пантомимы. Она особенно пронизывает немые фильмы Чарли. Чаплин, известный тем, что вызывает веселье в разных культурах».

Исследователи из Парижского института мозга и Университета Бар-Илан в Тель-Авиве хотели воспользоваться удивительной силой выходок Чаплина для изучения нейронного субстрата юмора с помощью нового инструмента. До сих пор фМРТ была предпочтительным методом для этого типа исследований, и несколько исследований показали участие височной доли в обработке забавных стимулов. Однако сигнал, полученный с помощью фМРТ, не позволяет обнаружить весь спектр электромагнитных волн, генерируемых мозгом: часть информации теряется.

Глубокая комедия

Чтобы восполнить этот пробел в понимании, исследователи проанализировали внутримозговые электрофизиологические записи, которые позволяют напрямую наблюдать за активностью нейронов с высокой пространственной и временной точностью (в миллисекундном масштабе) в нескольких областях коры. Используя платформу нейровизуализации CENIR Парижского института мозга, они изучили тринадцать пациентов с эпилепсией, которым были имплантированы электроды глубокого мозга в рамках предоперационной оценки рефрактерной эпилепсии.

Исследователи попросили пациентов посмотреть трехминутный отрывок из «Цирка Чарли Чаплина» (1928), в то время как активность их мозга измерялась вживую. Заранее забавный характер (или нет) каждой последовательности оценивался кадр за кадром группой здоровых добровольцев.

Затем команда сравнила нейронную активность пациентов, зарегистрированную во время самых смешных сцен фильма, с активностью, зарегистрированной во время наименее забавных сцен. «Мы заметили, что самые смешные эпизоды были связаны с увеличением высокочастотных гамма-волн и уменьшением низкочастотных волн. Для самых забавных сцен все было наоборот», — объясняет руководитель эксперимента Вадим Аксельрод. «Эти результаты показывают, что высокочастотная нейронная активность, наблюдаемая в задачах, требующих большой когнитивной активности, таких как работа, также является признаком понимания юмора. персонаж перемещается из одного места в другое, ничего не делая — поощряйте невнимательность и самоанализ… и преобладание низких частот».

Что еще более важно, эта обратная связь между высокими и низкими частотами наблюдалась в областях височной доли, но не в других. Похоже, что юмористический контент не обрабатывается одинаково во всей коре и зависит от областей и функций мозга.

Машины для обнаружения несоответствий

Согласно господствующей теории, лечение юмора основано на двух взаимодополняющих механизмах. Во-первых, обнаружение несочетаемого с реальностью элемента (например, в «Золотой лихорадке» Чарли Чаплина [1925] герой ест шнурки, как спагетти). Затем возникает положительная эмоция, связанная с этим несоответствием. Таким образом, смешное будет и неожиданным, и приятным, и задействует два нейронных контура: когнитивный и эмоциональный.

«Наши результаты подтверждают эту теорию, поскольку мы подтверждаем выдающуюся роль височной доли в восприятии юмора. Поскольку передние части этой области участвуют в семантической памяти , мы можем предположить, что их активность связана с анализом сцены. и выявление его несоответствующего содержания», — добавляет Вадим Аксельрод. «И наоборот, активация его задних частей может соответствовать пониманию необычного — и, следовательно, забавного — аспекта определенных социальных взаимодействий».

Будущие исследования должны будут показать одновременную активацию когнитивных и эмоциональных нейронных цепей, чтобы формально подтвердить теорию несоответствия. Исследователям также необходимо будет изучить другие области, участвующие в познании (такие как нижняя лобная извилина и передняя поясная кора) и эмоции.

Наконец, обобщать механизмы юмора можно только путем изучения других его форм. «Здесь мы рассмотрели только реакцию на жанр фарса. Используя более длинные видеоролики с более сложными социальными взаимодействиями, в которых присутствуют шутки, ирония, сарказм или отсылки к шуткам, мы можем расширить наше понимание этого великолепного, уникального человеческого феномена — высмеивания. », — заключают исследователи.

Восприятие юмористических сцен связано со специфической электрической активностью мозга



Новости партнеров