В эпоху кампаний GoFundMe легче, чем когда-либо, помогать семье, друзьям и даже незнакомцам в трудную минуту. Также легко посмотреть в другую сторону. «Большинство людей считают себя готовыми к сотрудничеству и щедрыми, но за помощь людям, которые не могут ответить взаимностью, приходится платить», — сказал Паскаль Бойер, профессор коллективной и индивидуальной памяти Генри Люса в области искусств и наук в Вашингтонском университете в Сент-Луисе.
В новом исследовании , опубликованном в феврале в журнале «Эволюция и человеческое поведение» , Бойер и соавторы предполагают, что многие люди разрешают этот внутренний конфликт, находя недостатки в человеке, нуждающемся в помощи. «Это широко распространенное явление, но оно почти не изучено», — сказал он.
Для исследования Бойер и соавторы, в том числе Эрик Чантланд, специалист по данным из Департамента антропологии искусств и наук, представили испытуемым множество вымышленных новостей, описывающих несчастные случаи, например, когда кто-то попал в автомобильную аварию , когда переписка и вождение автомобиля, кого-то застрелили из незакрепленного пистолета, а на кого-то напал медведь во время похода.
Участники считали, что истории реальны, но каждый сценарий был тщательно разработан, чтобы проверить сочувствие и готовность человека помочь. После прочтения каждой истории испытуемых просили оценить характер жертвы и степень ее вины в происшествии.
В некоторых экспериментах участникам предлагалась возможность пожертвовать полную компенсацию за участие в исследовании (до 60 центов) на помощь жертве. В других случаях их спрашивали, готовы ли они гипотетически помочь этому человеку своими деньгами. После завершения экспериментов участников заверили, что истории были придуманы для исследования.
Результаты показали общее отсутствие щедрости. Например, участники одного эксперимента предлагали пожертвовать жертве в среднем около 15 центов, что составляет менее трети максимально возможной суммы. Более пристальный анализ данных нескольких экспериментов выявил интригующую тенденцию: чем больше недостатков характера участники видели в жертве, тем менее охотно они были готовы делать пожертвования. «Они говорят, что жертва не заслуживает помощи», — сказал Бойер.
Это открытие противоречит давнему предположению о человеческой природе. В 1960-х годах психологи предположили, что люди неохотно помогают жертвам несчастья, основываясь на фундаментальном убеждении, что мир справедлив и что плохие вещи случаются только с плохими людьми.
Но Бойер говорит, что идея справедливого мира необычна и необоснованна. «В большинстве мест люди думают, что мир глубоко несправедлив», — сказал Бойер.
Вместо того, чтобы делать общее предположение, что все жертвы каким-то образом заслуживают своего несчастья, люди изо всех сил стараются найти вину в каждой жертве в каждом конкретном случае, сказал Бойер. «Если я скажу вам, что человек сгорел во время пожара на кухне, вы сначала посочувствуете, но очень вероятно, что вы или кто-то другой в какой-то момент предположит, что он, должно быть, сделал какую-то глупость».
Наша готовность придираться иногда может принять темный оборот. Хотя это и не входило в исследование, Бойер отметил, что жертв сексуального насилия часто унижают за то, что они носят провокационную одежду или ставят себя в небезопасные обстоятельства, тогда как фактическая вина лежит прямо и полностью на человеке, совершившем нападение. «Это классический пример обвинения жертвы», — сказал он.
Исследователь, работающий на стыке антропологии и психологии, Бойер уже давно интересуется тем, как люди относятся к менее удачливым членам общества. С антропологической точки зрения, отметил он, люди имеют долгую историю сотрудничества.
Ученые нашли останки доисторических охотников и собирателей, которые жили в течение многих лет после изнурительных травм, что является неопровержимым доказательством того, что они извлекли выгоду из щедрости других. В то же время человеческая история полна примеров, когда людей обвиняли в собственной болезни или несчастье, возможно, потому, что они нарушили табу или прогневили бога.
Как психолога, он заинтригован мыслительными процессами, которые могут заставить людей отказаться от основного импульса помогать другим, нуждающимся в помощи. «Мы пытаемся создать модель того, что происходит в голове человека, чтобы генерировать эти идеи».