В скандинавской мифологии Рагнарёк означает конец света. Но в современной массовой культуре Рагнарёк также приравнивается к климатическому кризису.
Примеры этого можно увидеть в сериале Netflix «Рагнарёк» или в графическом романе «Эмбла».
Но что думали сами люди в средние века о своем месте в природе? И могут ли они помочь нам по-другому думать об этом в наше время?
Культура и окружающая среда
«Я не думаю, что мы найдем решение климатического кризиса в скандинавской литературе. Когда мы представляем себе возможный климатический кризис в терминах, подобных Рагнароку, это говорит больше о том, чего мы, люди, боимся сегодня, чем о том, что они делали в досовременные времена. » говорит профессор Рейнхард Хенниг с кафедры скандинавских исследований и медиа-исследований Агдерского университета (UiA).
Он считает, что экокритический взгляд на скандинавские тексты все еще может дать нам новые знания, в том числе о том, как люди в досовременные времена относились к устойчивости и проблематичным изменениям окружающей среды.
Экокритицизм — это исследовательский подход в литературоведении, который рассматривает отношения между человеческой культурой и окружающей средой.
Желание расширить экокритицизм
Хенниг — один из редакторов книги «Экокритика и древнескандинавские исследования: природа и окружающая среда в древнескандинавской литературе и культуре». Он разработал его вместе с Михаэлем Шульте, своим коллегой из UIA, и Эмили Летбридж из Института Арни Магнуссона в Исландии.
Изучение скандинавских текстов с экокритической точки зрения не было очень распространенным явлением, но редакторы новой антологии надеются изменить это.
«Мотивы природы в скандинавских текстах изучались и раньше. Но что характеризует экокритический подход, так это экологический интерес — имеют ли тексты какое-либо экологическое значение, будь то для нас сегодня или для людей в прошлом». — говорит Хенниг.
Тексты переходного периода
В своем собственном вкладе в антологию Хенниг читает исландские саги с современной экологической точки зрения. Речь идет о невидимых опасностях, которые возникают без знания того, что или кто стоит за ними.
«В этих сагах есть несколько случаев, когда люди внезапно заболевают и умирают или когда на них нападают неизвестные существа. Это смесь природы и культуры, заражение, которое грозит уничтожить целые регионы. Это может сильно напоминать современные события, такие как чернобыльская авария», — сказал он. он говорит.
Исландские саги описывают переход от язычества к христианству как время, характеризующееся большой неопределенностью. Эта неуверенность очевидна среди людей, то есть в социальной сфере, а также в форме зловещих изменений окружающей среды.
Другой текст в книге посвящен тому, как понимание таких понятий, как «дикая природа»; изменилось с течением времени. В то время как дикая природа сегодня является местом отдыха и прекрасных впечатлений от природы, в средние века это было опасное место, где подвергались испытаниям как святые, так и обычные люди.
Третий вклад показывает, как церковное право адаптировалось к окружающей среде и климату скандинавских стран — например, разрешив ловлю сельди в праздничные дни.
«Мы хотели показать, что экокритика не ограничивается определенным типом текста или периода. С этой точки зрения интересно изучать как литературные тексты, такие как саги и «Поэтическая Эдда», так и другие тексты, например, законы». — говорит Хенниг.
Новые идеи и старые мысли
Одна из проблем экокритицизма заключается в том, что на него может влиять современное мышление. Поэтому для исследователей важно иметь культурные знания того времени, когда были созданы тексты.
«Например, концепция устойчивого развития возникла в 18 веке, а об устойчивом развитии мы начали говорить только в 1980-х годах. Но даже более старым обществам приходилось управлять природными ресурсами устойчивыми способами, чтобы сохранить средства к существованию для своих детей и внуков». — говорит Хенниг.
Он добавляет, что если мы хотим найти следы устойчивого мышления в скандинавских текстах, мы должны рассматривать тексты в свете литературной традиции, культуры и общества, частью которого они были в досовременные времена.
«В книге мы показываем некоторые возможные способы сделать это, а также обсуждаем проблемы и проблемы экокритического прочтения скандинавских текстов», — сказал он. он говорит.
Антология Экокритика и древнескандинавские исследования публикуется издательством Brepols и доступна в открытом доступе.