Турист из США Дэвид Мадригал на седьмом небе от счастья, заплатив 200 долларов за «винтажную» консоль в популярном магазине в Токио, который пользуется растущим мировым спросом на ретро-игровые комплекты.
«Когда я зашла в этот магазин, я была как ребенок, зашедший в кондитерскую», — рассказала 23-летняя Мадригал агентству в магазине Super Potato в районе Акихабара, известном своими магазинами японской поп-культуры.
«Эти штуки — моя страсть. Я люблю старые консоли», — сказал он. PS Vita, консоль, выпущенная в 2011 году, которую он купил, «обычно стоила мне около 600 долларов в США».
В Super Potato три этажа забиты картриджами Game Boy, консолями Sega Dreamcast в пластиковой упаковке и устаревшими игровыми автоматами, на которых ностальгирующие покупатели могут снова сыграть в «Street Fighter II».
Цены могут быть ошеломляющими. Электронная игра Nintendo Game & Watch 1980-х годов с «Зельдой» стоила 250 800 иен (1750 долларов).
По словам менеджера магазина Комуры, назвавшего только свою фамилию, около 70–80 процентов покупателей — иностранные туристы, которых в этом году в Японию приехало рекордное количество.
Душевная игра
По словам Мадригала, отчасти привлекательность игры заключается в том, что многие современные игры немного «более похожи» на те, в которые он рос.
«Был другой тип инноваций», — сказал он. «Компании не боялись мыслить нестандартно. Они были готовы рисковать».
Историк видеоигр Хироюки Маэда отметил, что дополнительный спрос со стороны коллекционеров обусловлен тем, что некоторые консоли по-другому продавались за пределами Японии.
По его словам, например, консоли Nintendo Famicom и Super Famicom выпускались за рубежом под другими названиями и с другим, более красочным дизайном.
«Если вы приедете в Японию и увидите машину, которую никогда раньше не видели, вам захочется ее купить. Она стимулирует душу коллекционера», — сказал Маэда, написавший десятки книг по истории игр.
«Определение ретро-игр различается в зависимости от эпохи, по которой ностальгируют люди, играющие в нее», — рассказал Маэда агентству.
«Суперколлекционер»
Среди рисовых полей и лотосовых полей, в двух часах езды к северу от Токио, Праудро (его онлайн-персонаж) собрал огромную сокровищницу реликвий видеоигр.
«Суперколлекционер» заполнил старое здание напротив дома своей семьи несколькими тысячами винтажных игр и приставок, а также игровыми автоматами в полностью рабочем состоянии.
«Привлекательность коллекционирования ретро-игр на самом деле заключается в ностальгии по детским воспоминаниям о походах в игровые магазины или о времени, проведенном за игрой в гостях у друзей», — сказал 50-летний коллекционер.
«Честно говоря, я не особо играю в игры», — добавил он.
«Находиться в окружении игр, их звуков, их атмосферы, смотреть на них и мечтать — этого достаточно, чтобы быть счастливым».
Набитые в мусорные баки
Праудро потратил немало денег на пополнение своей коллекции.
Цены на ретро-игры могут достигать заоблачных высот: так, нераспечатанная версия игры «Super Mario Bros.», выпущенная в 1985 году, была продана в 2021 году за 2 миллиона долларов.
Однако, по словам историка Маэды, до конца 1990-х годов старые игры были практически бесполезны.
«Их набивали в мусорные баки в магазинах» и продавали всего за 10 иен (сегодня это семь центов США), сказал он.
Праудро рассказал, что 20 лет назад он путешествовал по Японии в поисках предметов коллекционирования в магазинах игрушек и книжных магазинах.
«Часто в углу лежали запасы Super Famicom или Game & Watch, покрытые пылью. Пожилые люди , которые управляли этими магазинами, говорили мне, чтобы я забрал их и избавился от них», — сказал Праудро.
«Поскольку я работаю в оптовой торговле овощами, я давал им ящик лука или картофеля, и все были довольны.
«Сегодня это уже невозможно. Эти магазины исчезли, а с появлением Интернета все начали перепродавать», — добавил он.
Желая поделиться своей страстью с другими, Праудро основал ассоциацию любителей ретро-игр и рад интересу, проявленному людьми со всего мира.
«Но, честно говоря, я также считаю, что японские продукты должны оставаться в Японии. Это немного похоже на японские гравюры на дереве в прошлом, которые вывозились за границу, где их больше ценили, а затем их выкупала обратно Япония», — сказал он.
Он сетует, что его страна «медленно осознает ценность» своих произведений.