В Японии роботы-гуманоиды вскоре могут стать частью семьи

Прочитано: 272 раз(а)


Япония больше, чем какая-либо другая страна, склонна чувствовать себя комфортно с идеей человекоподобных роботов, входящих в дом.

В течение многих лет Япония была бесспорным лидером в области робототехники. Если Олдувайское ущелье в Танзании является колыбелью человечества, то Япония является колыбелью гуманоидов, разработавших первого робота-гуманоида в 1970-х годах и с тех пор много итераций.

Андроид, копирующий популярного японского писателя, будет читать лекции студентам

Японские робототехники впервые пришли к выводу, что искусственный интеллект должен быть воплощен. В то время как Запад больше сосредоточился на абстрактных алгоритмах, японские институты считали, что инновации в области искусственного интеллекта должны разрабатываться вместе — или, скорее, внутри — физического искусственного тела. Японские робототехники десятилетиями лидировали в реализации стремления создавать роботов, которые предлагали бы общение с людьми.

В дополнение к роботам, которые ухаживают за пожилыми и больными и помогают им, японцы изобрели роботов, которые могут тушить пожары, переносить тяжелые грузы и проводить физиотерапию пациентов. И, конечно же, как мы узнали из главы 9, рынок секс-роботов в Японии также является одним из самых развитых в мире. В своих самых продвинутых итерациях многие разрабатываемые роботы учатся выполнять несколько функций, а не одну.

Примечательно, что японцы более комфортно воспринимают роботов как часть своей семьи, чем жители Запада. Почему это так? Одно из объяснений кроется в религиозной основе Японии. В отличие от иудео-христианской традиции, синтоистская религия или образ жизни исходит из анимистических верований, приписывающих дух и личность неодушевленным предметам.

Как объясняет антрополог Дженнифер Робертсон, ведущий специалист по японской культуре и ее прогрессивному отношению к автоматизации, «синтоизм, местные анимистические верования о жизни и смерти, считают, что жизненные энергии, божества, силы или сущности, называемые ками, присутствуют как в органических и неорганические вещества, а также в естественных и искусственных объектах. Будь то деревья, животные, горы или роботы, эти ками (силы) могут быть мобилизованы».

В дерево, робота, собаку, телефон, кошку, компьютер и куклу проникли и циркулируют ками. Синтоисты также верят, что существует истинная сущность любого предмета или живого существа, и мы можем найти ее с помощью дизайна: люди формируют природу — подумайте о дереве бонсай, — а природа — это все, не только животные, растения, скалы и моря, но и также машины и другие объекты, созданные человеком.

В этой области веры роботы, как и люди, живут и существуют как часть мира природы. Таким образом, границы между искусственным и естественным в японской традиции по своей сути размыты. Это видно из японского фольклора, наполненного историями о предметах, которые оживают.

Японцы считают, что жители Запада относятся к роботам с большим подозрением, как к убийцам рабочих мест или дегуманизирующим машинам. Если в западной поп-культуре широко распространен образ робота-терминатора, то в Японии образ робота-спасителя. После разрушений Второй мировой войны восстановление и восстановление нации были тесно связаны с современными технологиями и робототехникой. В послевоенной Японии роботы стали изображаться как человекоподобные, добрые и дружелюбные супергерои.

Робот-спаситель стал неотъемлемой частью культуры и начался с прототипа героя Astro Boy. Astro Boy был создан в 1951 году, когда Япония восстанавливалась после ядерной трагедии войны. Его создателем был Осаму Тэдзука, врач и иллюстратор (которого я особенно люблю, потому что мой отец, Дэвид Лобель, тоже врач и иллюстратор). Тэдзука сказал, что хотел создать существо, противоположное Пиноккио — мальчика, который становится вещью, а не вещь, которая становится настоящим мальчиком.

История уже должна показаться вам знакомой. Как и Пиноккио, история Astro Boy была пересказана в различных средствах массовой информации и анимационных адаптациях. Профессор Тенма, глава Министерства науки, одержим созданием человекоподобного робота, будучи нерадивым отцом собственного сына Тобио. Тобио убегает и погибает в автокатастрофе, и в своем горе Тенма создает Astro Boy по образу своего покойного сына. Astro Boy становится супергероем, используя свои силы, чтобы принести пользу обществу. У него есть сверхспособность определять, хороший человек или плохой, и он борется с инопланетянами и роботами, которые испортились. Он также борется с ненавистниками роботов, такими как Black Looks, группой людей, которые выполняют миссию по уничтожению всех роботов.

В Японии говорящий робот-гуманоид Pepper поступил в среднюю школу

В одной истории Астро защищает вьетнамцев от ВВС США, путешествуя во времени в 1969 год и предотвращая бомбардировки вьетнамских деревень. Astro Boy поразил воображение и породил представления о том, какими могут стать роботы. У многих японских робототехников есть изображение Astro Boy в их офисных помещениях — его фотография в рамке, висящая на видном месте в их лаборатории, или фигурка на их столе. «Проклятие Astro Boy», по мнению японских ученых, — это разрыв между тем, что может сделать аниме-мультфильм, и тем, что пока не могут сделать роботы на рынке — постоянное разочарование японских потребителей.

Представление о том, что машины заботятся и дают, сохраняется и по сей день в Японии. Несомненно, любое широкое обобщение культурных различий будет именно таким, широким обобщением, но в Японии, безусловно, больше внимания уделялось революции роботов и распространению ИИ во всех измерениях жизни, в то время как американский ИИ сосредоточился в первую очередь на военной сфере. и маркетинговых целях.

Один японский профессор робототехники описывает свою мечту о назначении роботов младенцам во время их рождения. Назначенный робот будет расти и ходить с человеком на протяжении всей его жизни, выступая в роли смотрителя, друга, телохранителя и историка. Робот запишет и запомнит все, что переживает человек, и продолжит заботиться о нем буквально от колыбели до могилы — это будут спутники на всю жизнь.

Роботы заменяют человека

В этом видении создания идеального искусственного спутника гонку подпитывают несколько реальностей. Как и во многих других странах, японское население стареет, а женщины все больше отказываются от традиционных норм выполнения непропорционально большой нагрузки по дому. В то же время, в отличие от некоторых стран, где решением являются рабочие-иммигранты, Япония сопротивляется привлечению иммигрантов. Любой, кто не японец, считается инопланетянином, кроме роботов. В этом сплоченном обществе, которое придает огромное значение однородности, особенно внутри дома, роботы воспринимаются не как иностранцы, как иммигранты, а как настоящие японцы.

Эксперт по Японии Дженнифер Робертсон, таким образом, в своем исследовании обнаружила, что сохранение этнической однородности японцев тесно связано с развитием сектора робототехники. Чтобы сделать роботов похожими на нас, японские роботы предстают в глазах их создателей и пользователей — даже если они сделаны из гладкого блестящего пластика — явно японцами, а не иммигрантами из других стран. Японский национализм охватывает роботов, но не людей-аутсайдеров.

Японские политики и промышленность удовлетворяют стремление диверсифицировать членов сообщества с помощью технологий, а не людей-аутсайдеров. При изучении официальных правительственных документов Японии по политике искусственного интеллекта становится ясной связь: существует настоятельная необходимость освободить женщин от бремени определенных домашних дел, чтобы мотивировать их иметь больше детей. Японское правительство разработало план, согласно которому к 2025 году каждое домашнее хозяйство будет вести «роботизированный образ жизни», предполагающий безопасную, комфортную и удобную жизнь с помощью машин-компаньонов.

Видение 2025 года включает в себя иллюстрацию одного дня из жизни вымышленной семьи по имени Инобес (игра английского слова «инновация»). Инобе — типичная традиционная японская семья будущего: гетеросексуальная супружеская пара с дочерью и сыном, родители мужа и робот. В сценарии Инобе робот имеет мужской пол, хотя в правительственном отчете также упоминается несколько роботов-женщин в качестве медсестер. У жены Инобе самые близкие отношения с семейным роботом. Робот ведь, по традиции, больше всех помогает облегчить ей бремя ролей. Парадоксальным образом роботизация служит сохранению традиционной модели семьи и сплоченного общества, а также политике демографического воспроизводства. С другой стороны, инновации направлены на сохранение традиций.

Робот ухаживает за пожилыми

Впервые я по-настоящему почувствовал себя в окружении роботов, когда впервые поехал в Японию, чтобы изучать технологическое погружение. Япония является мировым лидером как в разработке, так и в культурном отношении к роботам. В Токио и Осаке, в аэропортах, магазинах и кампусах я встречал таких роботов, как Пеппер и Паро, каждый из которых предназначен не только для предоставления информации и физических решений, но и для эмоциональной и реляционной поддержки.

В Японии создали голографическую женщину

Пеппер — бесполый, болтливый, похожий на ребенка гуманоидный робот, уже представленный на рынке. При цене менее 2000 долларов Pepper является первым социальным роботом-гуманоидом, появившимся на массовом рынке. Несмотря на то, что он технически бесполый, пресса и даже создатели Пеппера называют робота «он». Я тоже буду. Он невысокий, сделан из блестящего белого пластика и передвигается на колесах. У него большие черные глаза, которые вспыхивают голубым светом. Он разработан, чтобы напоминать ребенка и был создан, чтобы стать членом семьи. Пеппер распознает ряд эмоций — от радости до печали, гнева до удивления — и адаптирует свое поведение к настроению окружающих его людей. Он поставляется с трехлетней гарантией, а покупатель должен подписать пользовательский контракт, обещающий не использовать Pepper «в целях сексуального или непристойного поведения».

Во время Covid-19 Пеппер научили работать регистратором в больницах, приветствовать пациентов, измерять температуру и обеспечивать дезинфекцию рук. Помимо терапевтической роли, Pepper также используется для облегчения одиночества пожилых пациентов в условиях нехватки медсестер. Паро, еще один социальный робот, который существует с 2003 года, представляет собой милого робота-гренландского тюленя. Paro — это терапевтический робот, созданный для того, чтобы вызывать теплые эмоциональные реакции и оказывать успокаивающее воздействие на пациентов в больницах и домах престарелых. Он пушистый, его усы реагируют на прикосновение, а на ласку он отвечает пушистым вилянием хвоста и милым трепетом ресниц. Паро также реагирует на звуки и может узнавать имена и лица, в том числе своего владельца и свое собственное.

Возможно, вы видели Паро в шоу Азиза Ансари на Netflix Master of None в эпизоде, удачно названном «Старые люди». Паро также попал в поп-культуру во время эпизода «Симпсонов» , в котором Барт Симпсон создает детенышей-роботов по имени Робопеты, чтобы подбодрить жителей Спрингфилдского замка престарелых; Эпизод назывался «Заменимый ты».

Paro был изобретен в начале 1990-х годов в Японском институте исследований интеллектуальных систем и сегодня продается за 5000 долларов. Гениальность социального робота в том, что он узнает о поведении своего владельца и запрограммирован вести себя так, чтобы вызвать положительную реакцию. Паро умеет имитировать целый ряд эмоций, включая счастье, гнев и удивление. Он издает звуки, как настоящий тюлень, но в отличие от настоящего тюленя, он запрограммирован быть активным днем ​​и спать ночью.

Паро должен функционировать аналогично животному-терапевту. В некотором смысле он лучше: он может помочь при беспокойстве, депрессии и одиночестве, но его не нужно выгуливать или кормить, и он никогда не болеет и не умирает. И это работает. В 2009 году FDA сертифицировал Paro как неврологический терапевтический прибор. Одобрение основано на серии исследований в домах престарелых и домах престарелых, в которых было обнаружено, что Паро облегчает депрессию пациентов и помогает им лучше взаимодействовать и общаться — и делает эту работу заметно лучше, чем реальная собака-терапевт, которая была протестирована. против этого.

Исследование преимуществ Paro показывает нам, как машины могут служить мостом, а не заменой человеческого взаимодействия. При использовании в медицинских учреждениях Paro увеличивает, а не ослабляет социальное взаимодействие между пациентами и между пациентами и их опекунами. Социальные роботы теперь также используются для поддержания чувства собственного достоинства. Роботы помогают пациентам, выздоравливающим после инсульта, паралича или других проблем с подвижностью, а также пациентам с деменцией, болезнью Альцгеймера и аутизмом.

Японские ученые представили робота для помощи космонавтам на МКС

В метаанализе десятков научных исследований социальных роботов, ухаживающих за пожилыми людьми, результаты проясняются: социальные роботы улучшают положительные эмоции, такие как надежда, любовь, безопасность и спокойствие, и уменьшают стресс, одиночество и тревогу у тех, кто взаимодействует с ними. их. Социальные роботы также помогают моделировать поведение, такое как реабилитационная терапия или прием лекарств. Они помогают пациентам выполнять самостоятельные упражнения во время сеансов терапии и между ними. Они также стимулируют разговоры между жителями и удерживают их дольше вместе в пространстве сообщества. Во время пандемии штат Нью-Йорк заказал и раздал жителям 1100 домашних животных-роботов для борьбы с одиночеством после того, как пилотное исследование продемонстрировало их преимущества.

На протяжении десятков тысяч лет люди и собаки были лучшими друзьями; теперь роботы тоже здесь, чтобы подружиться с нами. Действительно, специалист по этике роботов Кейт Дарлинг утверждает, что мы должны относиться к роботам так же, как мы относимся к животным — домашним животным и не только — и предоставлять им аналогичные права.

Концепция роботов-роботов набирает обороты в робототехнике по уходу. Детеныш динозавра Плео, например, и робо-собака Sony Айбо (имя означает «приятель» или «партнер» на японском языке), как и Паро, принесли комфорт в дома престарелых, как это делают настоящие собаки-помощники. В 2015 году буддийский храм в Японии попал в заголовки газет по всему миру, когда в нем была проведена церемония, похожая на похороны собак-роботов Айбо, которых собирались демонтировать.

Сейчас на рынке есть десятки доступных роботов. Отзывы Amazon о тех, что продаются здесь, в Соединенных Штатах, эмоциональны и трогательны; взрослые дети пожилых родителей описывают, насколько важным стал робопит для их родителей.

В дополнение к финансированию исследований для Паро, японское правительство профинансировало разработку других, различных видов роботов в учреждениях по уходу за престарелыми, таких как роботы, которые могут вести пациентов в тай-чи и могут поддерживать физиотерапию и реабилитацию. Японский Robear, белый блестящий робот, может поднимать пациентов и переносить их. Другие роботы, такие как Saya, разработанные в Научном университете Токио, создаются для традиционных ролей медсестер. Принимая давние условности о гендерных ролях и уходе за больными, Сая носит белую униформу медсестры и синюю кепку поверх своих длинных гладких волос. С тех пор как она стала медсестрой, она также занялась профессией учителя.

Социолог Джуди Вайкман предостерегает от того, чтобы становиться «любителями широко раскрытых глаз и милого хихиканья аффективных ботов», фактически смешивая «видимость заботы с настоящим сочувствием и искренним личным взаимодействием». Вайцман утверждает, что если бы мы ценили работу по уходу так же, как мы ценим, скажем, программирование, то мы бы не стремились найти способы заменить людей роботами в этой сфере деятельности. Более того, если бы мы ценили наших пожилых людей и интегрировали их в наши жилые помещения, а не отправляли их в дома престарелых, работа по уходу за ними не была бы изолирована и оставлена ​​дешевой рабочей силе.

Точно так же социолог Массачусетского технологического института Шерри Теркл беспокоится: «На самом деле мы можем предпочесть родство машин отношениям с реальными людьми и животными». Теркл предупреждает, что мы достигли точки, которую она называет «роботическим моментом», когда мы делегируем важные человеческие отношения, особенно в самые уязвимые моменты жизни (детство и старость), роботам, и что, в свою очередь, мы становимся все более одинокими. .

С философской точки зрения — иногда называемой загадкой зомби — имеет ли значение, получаем ли мы эмоциональную выгоду от взаимодействия с чем-то, что выглядит, чувствует и звучит точно так же, как человек, но не имеет сознания? Имеет ли значение для нас, людей, чувствует ли другая сторона или просто имитирует чувства? Если это работает, если люди чувствуют себя счастливее, когда взаимодействуют с Паро, имеет ли значение, что это не настоящее животное?

Кризис пожилых людей очень реален и остр. К 2055 году почти 40 процентов населения Японии будут пожилыми. Женщины живут дольше мужчин и поэтому чаще страдают от физических и эмоциональных проблем старения, включая одиночество, деменцию, социальную изоляцию и неподвижность. Женщины также являются основными опекунами пожилых членов семьи. Наши системы ценностей не должны конкурировать друг с другом — роботы могут улучшить нашу способность распознавать и поддерживать эмпатию, что приведет к лучшей интеграции ухода за пожилыми людьми. Социальная интеграция роботов и ценность человеческой заботы могут взаимно усиливать друг друга по мере того, как общество ориентируется в реалиях будущего.

Миллионы японцев теряют работу из-за роботов



Новости партнеров