Можете ли вы вспомнить комика, актера, поэта или писателя, страдавшего психическим заболеванием? Возможно, вам на ум пришел актер Робин Уильямс или комик Стивен Фрай. Возможно, это была писательница Вирджиния Вульф. У всех троих была хорошо задокументированная борьба с биполярным расстройством.
Психические заболевания издавна ассоциировались с творческим мышлением. Например, борьба математика Джона Нэша с шизофренией была увековечена в фильме «Игры разума» (2001).
Исследования подтверждают эту связь, показывая, что люди с психическими заболеваниями , такими как шизофрения, с большей вероятностью будут заниматься творческой работой. Это также показывает, что творческие группы, в том числе стендап-комики, художники и ученые, часто чаще сталкиваются с проблемами психического здоровья.
Но все ли творческие люди созданы равными? Наше новое исследование , опубликованное в журнале BJPsych Open, было направлено на то, чтобы выяснить, проявляет ли уникальная творческая группа, которую никогда раньше не изучали, — фокусники, — схожую склонность к некоторым психическим заболеваниям, таким как шизофрения. Мы также посмотрели, имеют ли они больше шансов иметь нейроотличительные различия, такие как аутизм.
Многие исследователи полагают, что как психические заболевания, так и нейроотличия могут способствовать творческому мышлению. Ученый Темпл Грандин является известным примером этого. Она считает, что ее опыт пребывания в спектре аутизма стал причиной разработки машины для объятий, которая помогает обращаться с домашним скотом более гуманным способом, и позже была принята на вооружение другими аутичными людьми.
Состояния психического здоровья могут варьироваться от тревоги или депрессии до расстройств личности или психоза. Когда кто-то испытывает психоз, его измеряют на континууме : только у тех, кто испытывает определенные закономерности и эпизоды, диагностируется шизофрения.
Например, люди, у которых нет клинического диагноза шизофрении, например, с меньшим количеством эпизодов или менее выраженными симптомами психоза, иногда испытывают блуждание ума и дезорганизованное мышление. Это может быть непросто для концентрации внимания, но может быть полезно для развития творческих способностей.
Фокусники уникальны тем, что они не только создают свои шоу, но и исполняют их. В этом смысле они похожи на комиков. Большинство других творческих групп либо создают, либо выполняют, но не то и другое. Однако, в отличие от комиков, в волшебном представлении на карту поставлено гораздо больше. Если шутка комика не удалась, это может быть неприятно, но вряд ли испортит все шоу.
С помощью нескольких хороших шуток, которые рассмешат публику, комик сможет вернуться в нужное русло. Напротив, один неудачный фокус может иметь катастрофические последствия, и возможности восстановиться во время действия могут быть немногочисленны и редки.
Поэтому фокусникам необходимо быть чрезвычайно точными в своих действиях и обладать высокими техническими навыками, одновременно развлекая публику. Эта уникальная рабочая среда и набор навыков делают их интересной творческой группой для изучения. Мы провели собственное исследование с помощью профессионального фокусника.
Магическое мышление
В нашем исследовании приняли участие 195 фокусников, преимущественно из Великобритании и США, со средним стажем занятий магией 35 лет. В их число входили фокусники крупным планом, менталисты, эксперты по картам и фокусники большой сцены. Волшебники заполнили анкеты, оценивающие их склонность к аутистическим и психотическим чертам. Затем их сравнили с выборкой не-магов того же возраста и пола, а также с другими творческими группами, такими как комики, поэты, актеры и музыканты.
У фокусников не было никакой предрасположенности к аутистическим чертам, и они набрали такие же баллы, как и население в целом. Однако маги набрали меньше баллов почти по всем психотическим симптомам по сравнению с общей выборкой и другими творческими группами.
В частности, эти маги продемонстрировали очень высокую способность к концентрации, более низкий уровень социальной тревожности и меньшее количество случаев необычных переживаний, искаженных мыслей и галлюцинаций. Все эти качества очень полезны для работы фокусников, поскольку позволяют им сосредоточиться и сосредоточиться на своем ремесле, не отвлекаясь.
Изученные нами маги также не проявляли склонности к асоциальному поведению и обладали хорошим самоконтролем. Хотя эти качества ценны для многих творческих групп, таких как артисты и комики, они менее важны для волшебного представления. Волшебные представления — это общественные мероприятия, в которых часто участвуют зрители, а иногда и помощники. Поэтому дружелюбие и приветливость — ключевой ингредиент успешного шоу.
В этом отношении маги больше похожи на учёных, у которых также низкие показатели психотических симптомов. Оба требуют высокого уровня организации и настойчивости в своей работе. Более того, точно так же, как учёные часто ищут разные решения одной и той же проблемы, фокусники могут выполнять один и тот же фокус разными способами.
Фокусники различаются по уровню креативности в своих выступлениях. Хотя некоторые фокусники могут быть резкими и новаторскими (просто посмотрите знаменитую иллюзию полета Дэвида Копперфильда ниже), многие фокусники могут построить успешную карьеру, выполняя знакомые трюки, иногда со своими собственными изменениями, без необходимости придумывать новые трюки.
В отличие от других творческих групп, которые обладают большей гибкостью в своей работе и могут импровизировать во время выступлений, магические шоу требуют дисциплины и должны повторяться точно так же, чтобы трюки сработали.
Клятва фокусника не раскрывать секреты фокусов позволяет ему многократно повторять одни и те же трюки, не заскучав публике, а также сохраняет тайну действия.
Таким образом, в отличие от других творческих начинаний, психические заболевания и различия в развитии могут быть контрпродуктивными для работы фокусника. Вполне возможно, что начинающим магам с более высоким уровнем психотических и аутистических черт будет очень сложно добиться успеха в этой профессии.
В конечном счете, наше исследование показывает, что не все творческие личности созданы равными, а связь между творчеством и психопатологией более сложна, чем считалось ранее.