Распознавание лиц является важнейшей частью самовосприятия и социальных взаимодействий. В эпоху передовых цифровых технологий мы сталкиваемся с интригующими вопросами о коммуникации и идентичности. Как изменение нашей идентичности лица влияет на наше чувство «я» и наше взаимодействие с другими?
Эти вопросы исследует доктор Шуничи Касахара, исследователь в студии Cybernetic Humanity Studio в Окинавском институте науки и технологий (OIST), используя морфинг изображений лиц в реальном времени (превращая наши лица в лица других людей и наоборот). Студия была создана в 2023 году как платформа для совместных исследований OIST и Sony Computer Science Laboratories, Inc.
Доктор Касахара и его коллеги исследовали динамику распознавания лиц с помощью двигательно-зрительной синхронии — координации между физическими движениями человека и визуальной обратной связью, которую он получает от этих движений.
Они обнаружили, что независимо от того, влияем ли мы на движение нашего образа себя или нет, уровни идентификации с нашим лицом остаются постоянными. Таким образом, наше чувство агентства или субъективные чувства контроля не влияют на наш уровень идентификации с нашим образом себя. Их результаты были опубликованы в Scientific Reports.
Влияние агентства на восприятие идентичности
С помощью психологических экспериментов с использованием дисплеев и камер ученые исследовали, где находится «граница самоидентификации» и что влияет на эту границу. Участников усадили и попросили смотреть на экраны, на которых их лица постепенно менялись.
В какой-то момент участники могли заметить изменение своей идентичности лица и их просили нажать кнопку, когда они чувствовали, что изображение на экране больше не было ими. Эксперимент проводился в обоих направлениях: изображение менялось с себя на другого и с другого на себя.
«Это как смотреть на свое лицо в зеркале, когда вы его перемещаете и называете себя, но ваше лицо медленно меняется до тех пор, пока вы не понимаете, что это больше не вы», — объяснил доктор Касахара.
Исследователи изучили, как три условия движения влияют на границу лица: синхронное, асинхронное и статическое. Они предположили, что если движения синхронизированы, участники будут идентифицировать себя с изображениями в большей степени.
Удивительно, но они обнаружили, что независимо от того, были ли движения синхронизированы или нет, границы их лицевой идентичности были схожи. Кроме того, участники были более склонны идентифицировать себя со статическими изображениями, чем с изображениями, на которых их лица двигались.
Интересно, что направление морфинга — от себя к другому или от другого к себе — влияло на то, как участники воспринимали границы своего лица: участники с большей вероятностью идентифицировали себя со своими изображениями лица, когда эти изображения трансформировались от себя к другому, а не от другого к себе. В целом, результаты показывают, что ощущение агентности движений лица не оказывает существенного влияния на нашу способность судить о своей лицевой идентичности.
«Рассмотрим пример дипфейков, которые по сути являются формой асинхронного движения. Когда я остаюсь неподвижным, а визуальное представление движется, это создает асинхронную ситуацию. Даже в этих сценариях дипфейков мы все равно можем испытывать чувство идентичности, связи с самим собой», — объяснил доктор Касахара.
«Это говорит о том, что даже когда мы видим поддельную или измененную версию нашего изображения, например, кого-то другого, использующего наше лицо, мы все равно можем идентифицировать себя с этим лицом. Наши выводы поднимают важные вопросы о нашем восприятии себя и идентичности в цифровую эпоху».
Как идентичность влияет на восприятие контроля?
А как насчет обратного? Как наше чувство идентичности влияет на наше чувство субъектности? Доктор Касахара опубликовал статью в сотрудничестве с профессором психологии в Университете Риккё, доктором Вэнь Вэнь, который специализируется на исследовании нашего чувства субъектности. Они исследовали, как узнавание себя по чертам лица может повлиять на то, как люди воспринимают контроль над своими собственными движениями.
Во время экспериментов участники наблюдали либо свое лицо, либо лицо другого человека на экране и могли взаимодействовать и управлять движениями лица и головы. Их просили наблюдать за экраном в течение примерно 20 секунд, одновременно двигая лицом и меняя выражения лица.
Движение лица контролировалось либо только их собственным движением лица и головы, либо средним значением движения участника и экспериментатора (полный контроль против частичного контроля). После этого их спрашивали: «Насколько вы чувствовали, что это лицо похоже на вас?» и «Насколько вы контролировали это представленное лицо?»
И снова основные результаты оказались интригующими: участники сообщили о более высоком чувстве влияния на «другое лицо», а не на «свое лицо». Кроме того, контроль чужого лица привел к большему разнообразию движений лица, чем контроль собственного лица.
«Мы дали участникам другое лицо, но они могли контролировать движения этого лица — аналогично технологии deepfake, где ИИ может передавать движение другим объектам. Эта технология ИИ позволяет нам выйти за рамки обычного опыта простого смотрения в зеркало, позволяя нам распутывать и исследовать связь между движениями лица и визуальной идентичностью», — заявил доктор Касахара.
«Основываясь на предыдущих исследованиях, можно было бы ожидать, что если я увижу свое собственное лицо, я почувствую больше контроля над ним. И наоборот, если это не мое лицо, я мог бы ожидать, что почувствую меньше контроля, потому что это чье-то другое лицо. Это интуитивное ожидание. Однако результаты противоположны — когда люди видят свое собственное лицо, они сообщают о более низком чувстве субъектности.
«И наоборот, когда они видят лицо другого человека, они с большей вероятностью почувствуют чувство активности». Эти удивительные результаты бросают вызов тому, что мы думали, что знаем о том, как мы видим себя на изображениях.
Доктор Касахара подчеркнул, что принятие технологий в обществе играет решающую роль в технологическом прогрессе и эволюции человека.
«Взаимосвязь между технологиями и эволюцией человека циклична; мы развиваемся вместе. Но опасения по поводу определенных компьютерных технологий могут привести к ограничениям. Моя цель — способствовать принятию в обществе и обновить наше понимание «я» в связи с технологией интеграции человека и компьютера».