Преданные фанаты римских гладиаторов были футбольными хулиганами своего времени

Прочитано: 110 раз(а)


В амфитеатре «Гладиатора II» Ридли Скотт сосредоточивает свое внимание на бойцах и императорах, но ни один рассказ о древних гладиаторах не будет полным без их поклонников.

Затмевая современных суперфанатов в преклонении перед своими героями, фанаты собирались в амфитеатре, чтобы увидеть, как сражаются их любимцы, принимая на себя манию, которая могла обернуться катастрофой. По словам римского историка Тацита, в 27 году нашей эры плохо построенная арена в Фиденах, недалеко от Рима, рухнула под толпой зрителей. В результате инцидента погибло или было ранено 50 000 человек.

Но гладиаторский фэндом вышел далеко за пределы арены. Летом 2019 года археологи обнаружили в Помпеях таверну , украшенную так, чтобы показать кровавый исход гладиаторского боя. Это намекает на то, как «спортивные разговоры» проникали в жизнь города.

Еще больше доказательств в сатире римского автора Петрония середины первого века до н. э. «Сатирикон». Его вымышленные вольноотпущенники подшучивают над достоинствами разных бойцов за ужином. Повсеместные мотивы гладиаторов, найденные на римских винных кубках, показывают, что такой вид дружеского общения за ужином и напитками был обычным явлением.

Однако их страсть могла превратить фанатов из пьяниц в бойцов. В Поллентии (современная Майорка) императору Тиберию нужны были солдаты для подавления беспорядков, вызванных разочарованием из-за отсутствия гладиаторов на похоронах местной шишки.

Подобно современному футбольному хулиганству, гладиаторский фэндом мог стать оружием в межобщинном насилии. В гладиаторском шоу 59 г. до н. э. жители Помпеи совершили кровавое нападение на своих соседей из Нуцерии (современная Ночера, недалеко от Неаполя), что привело к запрету игр в Помпеях и изгнанию зачинщика.

Любимцы фанатов

Поклонники тянулись к гладиаторам не только из-за их боевых навыков. Сценические имена могли подчеркивать их привлекательную внешность, обусловленную телосложением, прической и доспехами. Например, Жемчуг и Изумруд сверкали блеском, подобным драгоценным камням. Каллиморфус выставлял напоказ свое несравненное тело, а Хрисомаллос и Ксантос — свои светлые локоны.

Римляне обычно иллюстрировали эротическую привлекательность гладиатора, называя имена римских женщин, которые, метафорически, теряли головы из-за бойцов. Римский поэт Ювенал писал о вымышленной или, возможно, вымышленной жене римского сенатора Эппии, которая якобы предпочла избитого ветерана арены Сергия своему мужу.

Между тем, в биографии императора IV века говорится , что Фаустина, жена Марка Аврелия, призналась своему мужу в страсти к гладиаторам.

Но эти примеры более достоверно свидетельствуют о женоненавистничестве элитных мужчин, чем о древней реальности. Правила рассадки могли ограничивать их верхними ярусами амфитеатров, но многие женщины, вероятно, также интересовались самим боем. Некоторые из них, возможно, были авторами гладиаторских граффити , которые все еще можно прочитать на стенах Помпеи.

Надгробия рассказывают менее сенсационную историю сексуальной жизни гладиаторов, где их партнерские отношения описываются языком респектабельного супружества.

Кто были фанатами гладиаторов?

Поклонники гладиаторов могли быть во всех слоях римского общества. Но голоса элитных болельщиков сегодня звучат громче всего, поскольку они сохранились в литературных текстах. Члены могущественных семей и императоры хорошо знали, что они должны устраивать гладиаторские и другие игры, поскольку председательство на них было центральным в политическом театре.

Опасаясь репутации Юлия Цезаря, который явно презирал гладиаторские бои, император Август вместо этого был явно восторженным зрителем . Признание толпой его щедрости и ее признательность за то, что он разделял общие удовольствия, помогли укрепить авторитет императора. В Колизее сенаторы могли видеть, как обстоят дела с политической обстановкой, когда императору аплодировала (или нет) их публика.

Некоторые императоры ценили боевую технику вблизи. Тит был пармулярием (поклонником «маленьких щитовиков»), в то время как его брат Домициан предпочитал более тяжеловооруженных мурмиллонов, названных так из-за рыбоподобного гребня на их шлемах.

Но когда они напрямую обращались к теме гладиаторов, большинство элитных мужчин обычно были настроены неоднозначно. Языческие и христианские авторы, включая Сенеку и Святого Августина , не испытывали никаких угрызений совести по поводу пролития гладиаторской крови. Но они сожалели о потере разума среди своих коллег-зрителей, опьяненных эмоциями от бойни.

Жанр, в котором писали эти авторы, также диктовал то, что они говорили. Сенека , как и Цицерон , превратил гладиаторов в примеры философии, упорствующие в бою, несмотря на превратности судьбы.

Но случайные литературные ссылки говорят о том, что римские элитные мужчины были близко знакомы с настоящими гладиаторскими тонкостями. Например, обучая будущих юристов, римский педагог Квинтилиан использовал шаги гладиаторского фехтования как метафору хорошо отрепетированного аргумента.

Исключительно хорошо сохранившиеся граффити, обнаруженные на домах и гробницах в Помпеях, приблизили нас к пониманию простых поклонников гладиаторов. В частности, рисунки воинов в доспехах, которые подписаны их именами, типами и школами.

Досконально разбираясь в биографиях исполнителей, фанаты считали бои, победы и помилования. Эта близость выходила за рамки отдельных личностей — люди одного статуса, района или города вместе толпились на ступенчатых сиденьях амфитеатров, громко объединенные экстазом от успеха фаворита или тоской от его поражения и смерти.

Однако, хотя в нашем современном сознании на первый план выходят гладиаторы, древние поклонники, вероятно, питали большую страсть к другим исполнителям — прежде всего к театру и гонкам на колесницах.

Когда римские авторы, такие как Плиний , осуждали тривиальность народных увлечений, именно гонки на колесницах первыми приходили на ум. А фракции, связанные с колесничными командами, угрожали политическому порядку в масштабах, которые никогда не были сравнимы с амфитеатром. Ни один известный поклонник гладиаторских боев не приблизился, например, к преданному поклоннику, который бросился в горящий костер своего любимого возницы.

Преданные фанаты римских гладиаторов были футбольными хулиганами своего времени



Новости партнеров