Ванкувер, штат Вашингтон, житель Майкл Файст провел почти 163 часа в игре Call of Duty: Modern Warfare II с момента ее выхода два месяца назад.
Это почти неделя, потраченная на виртуальную войну с его Xbox Series X, и именно в это обязательство Microsoft вкладывает средства производителя Xbox, приобретая производителя игр Activision Blizzard за 69 миллиардов долларов. 27-летний парень и его братья взяли выходной, чтобы поиграть, когда он вышел.
«Call of Duty», одна из самых успешных франшиз видеоигр , была в жизни Файста с тех пор, как он был ребенком. Он стоял в очереди на GameStop, чтобы посмотреть последний релиз Call of Duty вместе со своим отчимом.
Они были не единственными — 19-летняя франшиза на военную тематику принесла более 30 миллиардов долларов дохода, было продано 425 миллионов копий.
Теперь «Call of Duty» находится в центре судебной тяжбы вокруг крупнейшего в истории приобретения Microsoft — покупки Activision Blizzard, владельца «Call of Duty». В апреле компания одобрила предложение Microsoft о приобретении почти на 69 миллиардов долларов. В последующие месяцы регулирующие органы США раскритиковали сделку как антиконкурентную и попытались ее заблокировать. Он проходит проверку со стороны регулирующих органов в Великобритании и Европейском Союзе.
Сделка войдет в число 30 крупнейших приобретений в истории. Это затмевает приобретение Amazon компании MGM в начале этого года за 8,5 млрд долларов и крупнейшее успешное приобретение Microsoft на данный момент — покупку профессиональной сетевой платформы LinkedIn в 2016 году за 26,2 млрд долларов.
Microsoft конкурирует с Sony и Nintendo в мире видеоигр, но, по мнению Microsoft, остается на последнем месте. С приобретением технологический гигант из Редмонда хочет стать более конкурентоспособным в отрасли.
«Идея этой сделки проста: Xbox хочет расширить свое присутствие в сфере мобильных игр , а три четверти игроков Activision и более трети доходов приходятся на мобильные предложения», — говорится в сообщении Microsoft.
Приобретение Activision не устраивало Федеральную торговую комиссию, недавно получившее смелость федеральное агентство, которому было поручено остановить формирование монополий. Обещания Microsoft сделать ключевые игры, такие как Call of Duty, доступными на большем количестве платформ, не повлияли на FTC. Комиссары заявили, что приобретение является антиконкурентным в жалобе, поданной ранее в этом месяце.
«Управляя контентом Activision, Microsoft будет иметь возможность и повышенный стимул удерживать или ухудшать контент Activision таким образом, чтобы существенно снизить конкуренцию, включая конкуренцию в отношении качества продукции, цены и инноваций», — говорится в жалобе.
Microsoft оспаривает утверждение о том, что сделка даст ей какую-либо монополию. Xbox и Activision, заявила компания в прошлую пятницу в ответ на иск FTC, «это всего лишь два из сотен издателей игр , которые конкурируют, предоставляя разные типы игр на разных платформах по разным ценам, вплоть до 0 долларов.»
Ключ к судебной борьбе? «По зову долга.»
«Дело FTC касается… одной игры Call of Duty», — заявил президент Microsoft Брэд Смит на ежегодном собрании акционеров компании в декабре.
Activision выпускает новую часть Call of Duty каждый год с 2003 года, когда дебютировала стрелялка. В этом году Modern Warfare II принесла 1 миллиард долларов продаж за первые 10 дней после выхода 28 октября, несмотря на цену в 70 долларов.
Modern Warfare II включает в себя сюжетный режим, кооперативный режим и многопользовательскую платформу, предлагающую игрокам взгляд солдата на исторические и воображаемые сражения. Разработчики игры Call of Duty проконсультировались с советниками Пентагона по боевой механике, чтобы сделать ее максимально реалистичной. Самая большая привлекательность франшизы — это многопользовательский режим, который позволяет командам геймеров сражаться друг с другом, иногда в чемпионатах.
«Call of Duty» была самой продаваемой игрой месяца выпуска в течение рекордных 14 лет подряд, сказал Мэт Пискателла, консультант индустрии видеоигр исследовательской компании The NPD Group.
«Это не намного больше, чем «Call of Duty», — сказал Пискателла.
Такие платформы, как Xbox и PlayStation от Sony, получают доход от Call of Duty двумя способами: от продаж игр и внутриигровых транзакций. Игроки могут покупать специальное оружие и «скины» для оружия, что делает его долгосрочным источником дохода для платформ, сказал Джошуа Фауст, писавший об индустрии видеоигр и потребительской идентичности.
По словам Фауста, Sony опасается потерять этот долгосрочный источник дохода, если Call of Duty больше не будет на PlayStation, самой популярной игровой консоли в мире. Sony утверждает, что Microsoft прекратит доступ PlayStation к игре, если приобретение состоится. Представители Sony не ответили на запросы.
Microsoft, Sony и Nintendo иногда заключают популярные игры в эксклюзивные контракты в надежде, что геймеры, особенно заинтересованные, например, в Mario Bros. или The Last of Us, купят их систему, а не конкурента, для доступа к играм. По словам Смита, у Sony 286 эксклюзивных игр, а у Xbox — 59.
Федеральная торговая комиссия обеспокоена тем, что Microsoft планирует приостановить выпуск игр Activision, включая Call of Duty, у Sony и других конкурентов.
В ответе на заявление FTC, поданном в пятницу, Microsoft утверждает, что удаление «Call of Duty» с PlayStation нецелесообразно с финансовой точки зрения.
«Выплата 68,7 млрд долларов за Activision не имеет финансового смысла, если этот поток доходов прекратится», — заявили в ответ юристы Microsoft. «Также не имеет смысла ухудшать игровой процесс и отталкивать миллионы игроков Call of Duty, которые играют вместе, используя разные типы консолей».
Microsoft также утверждала, что Xbox и Activision «всего два из сотен издателей игр, которые конкурируют, предлагая разные типы игр на разных платформах по разным ценам, вплоть до 0 долларов».
У Файста есть канал на YouTube и учетная запись в Twitter, где он рассказывает о выпусках Xbox и новостях, используя имя XBOXOBI. В интервью он сказал, что сделка защищает конкурента больше, чем потребителя. Sony утверждает, что Microsoft может изменять цены на консоли и игры по своему усмотрению, не опасаясь потерять долю рынка или потребителей, что Sony, как лидер рынка, уже делает, сказал Файст.
Он также сказал, что у PlayStation есть эксклюзивные внутриигровые предложения и контент Call of Duty, которых нет у Xbox. Покупка Microsoft создаст «консольный паритет», сказал Файст.
У Microsoft есть соглашения с Nintendo, чтобы сделать «Call of Duty» доступным на консолях Nintendo. Valve, базирующаяся в Белвью, штат Вашингтон, производитель ПК-платформы Steam, заявила, что в сделке с Microsoft по Call of Duty нет необходимости.
Sony не согласилась на сделку.
Microsoft также предложила представить в FTC юридически обязывающий указ о согласии, согласно которому компания будет предлагать «Call of Duty» Sony и другим компаниям в течение десяти лет.
Некоторые потребители также возражают против приобретения. На прошлой неделе группа из 10 геймеров подала иск, чтобы помешать Microsoft купить Activision, утверждая, что сделка подавит конкуренцию и уменьшит выбор потребителей.
Дензел Диккенс, играющий в «Call of Duty» более пяти лет, сказал, что хотя он и играл в конкурирующие военные игры, такие как Battlefield, «Call of Duty» является самой популярной и увлекательной игрой. Он сказал, что с каждым годом игровой процесс улучшается и появляется больше деталей. По его словам, он и четверо друзей вместе играют в Call of Duty онлайн.
«Он существует так давно, что со временем качество стало лучше, — сказал Диккенс, которому 32 года. — Call of Duty устанавливает планку игрового процесса и механики военных шутеров».
Диккенс владеет Xbox Series X, PlayStation 5 и недавно приобрел ПК. Он играет в Call of Duty на Xbox и ПК, а на PlayStation 5 играет в такие эксклюзивы для консолей, как The Last of Us.
Файст сказал, что каждый год покупает новую часть Call of Duty и играет со своими братьями и друзьями. Ему нравится графика и реализм, и особенно ему понравился однопользовательский режим в «Modern Warfare II». У Файста также есть PlayStation 5, на которой он играет в консольные эксклюзивы, такие как игры про Человека-паука.
Консолидация отрасли
Слияние Microsoft и Activision считается «вертикальным слиянием», сказал Дэвид Б. Хоппе, основатель и управляющий партнер компании Gamma Law из Сан-Франциско.
По словам Хоппе, вертикальные слияния обычно рассматриваются как поддерживающие конкуренцию, потому что две компании с дополняющими друг друга услугами становятся одной, а операции с потребителями получают одну норму прибыли. Но когда компании становятся слишком большими, регулирующие органы могут утверждать, что они перестают заботиться о клиентах.
В иске FTC заявила, что Activision входит в «большую четверку» крупнейших студий видеоигр, наряду с Ubisoft, Take-Two Interactive и Electronic Arts.
Хоппе сказал, что название «Большая четверка» исключает другие студии, которые производят игры высшего качества, а также крупнейшую в мире компанию по производству видеоигр Tencent. Самые дорогие в производстве игры называются «ААА».
«Возможно, Activision не имеет такого же доминирования в области разработки видеоигр для игр класса «ААА», как предполагает FTC», — сказал Хоппе.
Китайский технологический и развлекательный гигант Tencent совершил несколько приобретений студий видеоигр, таких как создатель «Лиги легенд» Riot Games, в 2011 году. И, по данным Reuters, в настоящее время компания переориентирует свою стратегию слияний и поглощений на игровые компании за рубежом.
Консолидация отрасли — это «более крупные и неопределенные течения, которые происходят на фоне многих из этих событий, которые достигли апогея в связи с тем, что Microsoft делает с Activision», — сказал исследователь Фоуст.
В прошлом году Microsoft приобрела одну игровую компанию ZeniMax Media за 7,5 млрд долларов. ZeniMax является материнской компанией Bethesda Softworks, создателя серии игр-блокбастеров, таких как Fallout и The Elder Scrolls.
Согласно жалобе FTC, нынешние опасения комиссаров связаны с последствиями этого приобретения. Microsoft взяла на себя обязательство перед Европейской комиссией не выпускать эксклюзивные игры для Xbox.
«Но вскоре после того, как ЕК одобрила сделку, Microsoft обнародовала свое решение сделать несколько недавно приобретенных игр ZeniMax, в том числе Starfield, Redfall и The Elder Scrolls VI, эксклюзивными для Microsoft», — говорится в жалобе.
В ответ Microsoft заявила, что выполнила свое обязательство, и первые две игры, выпущенные Bethesda после ее приобретения — «Deathloop» и «Ghostwire: Tokyo» — стали эксклюзивными для PlayStation на один год и впоследствии были доступны на Xbox. Но для будущих игр ZeniMax решения компании будут приниматься «в каждом конкретном случае с учетом спроса и настроений игроков».
«Игры как услуга»
Часть предложения Microsoft Sony включает в себя право продавать «Call of Duty» как часть Game Pass, службы игровой подписки Microsoft, которую Фауст называет «игры как услуга».
В то время как Sony является доминирующим игроком на рынке платформ для видеоигр, Game Pass является лидером на рынке подписки на облачные игры. Он запущен в 2017 году и имеет более 25 миллионов подписчиков.
По мнению FTC, приобретение Microsoft также станет способом подавления конкуренции в сфере облачных игр. Сделка «позволит Microsoft подавить конкурентов своих игровых консолей Xbox и ее быстро растущего бизнеса по подписке и облачных игр», — говорится в пресс-релизе комиссии.
Диккенс сказал, что наличие «Call of Duty» в Game Pass, на которую пользователи могут подписаться за 9,99 долларов в месяц, устранит цену в 70 долларов и позволит ему тратить больше на внутриигровые транзакции.
Диккенс также сказал, что, по его мнению, Sony будет более склонна к созданию многопользовательских игр, таких как Call of Duty, если приобретение состоится. Его самой популярной игрой в этом году была Halo Infinite, эксклюзивный шутер для Xbox.
Файст сказал, что наличие игры в облаке может сделать игру более доступной и доступной — это также одна из причин, которую Microsoft привела в оправдание сделки.
«Если у меня обеденный перерыв на работе, я смогу играть на своем телефоне», — сказал Файст. «Я вскочу и сыграю быстрый матч».
Хоппе сказал, что из-за продолжительности и стоимости процесса FTC Microsoft может в конечном итоге разорвать соглашение. Тем не менее, Microsoft продвигает сделку вперед.
«Хотя мы верили, что дадим миру шанс, мы полностью уверены в нашем деле», — сказал Смит из Microsoft после объявления иска FTC.