Французский парламент недавно проголосовал за закрепление права на аборт в конституции страны . Пока толпы праздновали на улице, на Эйфелеву башню гигантскими буквами проецировался лозунг «Мое тело — мой выбор».
Хотя опасения по поводу барьеров и доступа все еще сохраняются, женщинам во Франции теперь гарантировано право на аборт на сроке до 14 недель после беременности, что аналогично Испании, но все еще значительно отстает от 18 недель в Швеции и 24 недель, разрешенных в Нидерландах.
Решение принято в то время, когда репродуктивные права женщин в других странах находятся под угрозой. В отличие от решения Верховного суда США об отмене права на аборт, голосование Франции за закрепление этого права в своей конституции выглядит феминистской мечтой.
В своей триумфальной речи премьер-министр Франции Габриэль Атталь сказал: «Мы посылаем послание всем женщинам: ваше тело принадлежит вам, и никто не имеет права распоряжаться им вместо вас».
Однако только в прошлом году Аттал, будучи министром образования, запретил мусульманским девочкам носить абайи в школах. Его послание – и послание Франции – мусульманским девушкам и женщинам кажется противоположным.
Запреты на хиджаб
Двойные стандарты Франции в отношении прав женщин наиболее отчетливо проявляются в обращении с мусульманскими женщинами и девочками. Через неделю после исторического голосования за аборты Франция отмечает 20 лет со дня принятия в марте 2004 года закона , который запрещает учащимся государственных школ носить бросающиеся в глаза символы или одежду, демонстрирующую религиозную принадлежность .
В принципе, закон 2004 года распространяется на всех студентов и запрещает им носить религиозные символы, такие как кресты, кипы (ермолки) и хиджабы. Но на практике это сексистский и расистский закон, который непропорционально нацелен против мусульманских девочек .
Мое докторское исследование показало, что школьные администраторы классифицируют мусульманских девочек по расовому и религиозному признаку и отстраняют от учебы или исключают из нее за ношение толстовок, шляп, повязок на голову и даже длинных юбок . В прошлом году им также запретили носить абайю — длинную одежду, которую надевают поверх одежды.
В своем исследовании я называю эти запреты «законами против ношения хиджаба», потому что, хотя они и говорят о религиозных символах в целом, основной мотивацией этих запретов всегда является одежда мусульманских женщин.
Закон Франции побудил другие юрисдикции Европы и Северной Америки запретить одежду мусульманских женщин в различных контекстах. В отчете Правовой инициативы открытого общества за 2022 год было установлено, что из 27 стран-членов Европейского Союза только пять никогда не вводили или не пытались ввести запрет на ношение хиджаба.
Между тем, Квебек является единственной провинцией Канады, где введен запрет на религиозные символы.
Бывший премьер-министр Квебека Полин Маруа назвала французский закон «вдохновением» для провалившегося законопроекта 60 , известного как «Хартия ценностей Квебека». Этот законопроект стал предшественником квебекского законопроекта 21 , который запрещает учителям, судьям, прокурорам, полицейским и другим должностным лицам, занимающим руководящие должности, носить религиозные символы.
Дискриминация мусульманских женщин
Несмотря на то, что законы сформулированы нейтрально и утверждают, что защищают абстрактные принципы, такие как секуляризм, религиозный нейтралитет, гендерное равенство или « совместная жизнь », на практике они в основном применяются к одежде мусульманских женщин.
Правозащитные группы, такие как Amnesty International и «Коллектив против исламофобии в Европе», продемонстрировали, что надзор, отстранение и исключение мусульманских девочек из школы привели к снижению их успеваемости и трудоустройства.
Эти запреты не только усиливают дискриминацию против них, но и нарушают их право на образование без дискриминации — право, которое закреплено в нескольких международных договорах, включая Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка.
Однако самый коварный аспект французского закона 2004 года заключается в том, как он использовался для оправдания дальнейших ограничений прав мусульманских женщин и девочек, таких как женщины, носящие вуали или никабы , матери, желающие сопровождать своих детей на школьных прогулках , и женщины , носящие хиджаб.
Фактически, мусульманским женщинам обычно говорят раздеться или носить меньше одежды, даже в тех местах или ситуациях, где они по закону имеют право носить все, что хотят, в том числе на общественных пляжах и в бассейнах.
Суверенитет тела
Это возвращает нас к вопросу о праве женщины принимать решения относительно своего тела. Доступ к абортам является важным правом для женщин во всем мире, но права женщин выходят за рамки абортов.
Концепция суверенитета тела была разработана феминистками и активистками коренных народов и относится к автономии человека над собственным телом, а также к его отношению к земле, системам убеждений и способам существования, которые являются интерсекциональными , сексуально разнообразными , неевроцентричными, неевроцентричными. -эйблист и нефатист . Оно включает в себя все: от диеты, одежды, сексуальной активности и идеалов красоты до репродуктивного здоровья и свободы от насилия.
Законы, запрещающие ношение хиджаба, дискриминируют мусульманских женщин и девочек, поощряют насилие против них и подрывают принцип суверенитета тела.
Феминисткам и активисткам, выступающим за выбор во всем мире, следует остановиться и подумать о том, что значит для правительств гарантировать женщинам право на аборт, отказывая им в более широкой концепции суверенитета тела. Если феминистки и их союзники возмущаются, когда теократические режимы навязывают женщинам религиозную одежду, они должны быть возмущены точно так же, когда демократические правительства также ограничивают то, что женщины могут носить: это две стороны одной медали.
Оба подрывают свободу женщин, суверенитет тела и самоопределение. Настало время для феминисток во всем мире потребовать прекращения законов, которые заставляют женщин одеваться так или иначе, независимо от того, где в мире они приняты.