Ученые изучают корни импровизации и творчества у профессиональных джазовых музыкантов

Прочитано: 188 раз(а)


Всемирно известных джазовых музыкантов часто хвалят за их творческую изобретательность. Но как они составляют импровизации? И что делает соло артистов более заманчивыми, чем соло менее опытных исполнителей? Эти вопросы продолжают озадачивать не только любителей джаза, но и исследователей-психологов.

До сих пор доминировали две ведущие теории: либо музыканты учатся осваивать правила, говорящие им, что они могут и не могут играть, — своего рода «секретный язык джаза ». Или каждый музыкант создает личную библиотеку мелодических паттернов — «фраз», — которые он может использовать и комбинировать новыми и интересными способами. За прошедшие годы ученые-музыковеды собрали множество таких томов «фраз» для учащихся, чтобы они могли их практиковать.

Тем не менее тот факт, что определенная комбинация нот повторяется много раз, не является доказательством того, что в мозгу музыкантов хранится паттерн движения, лежащий в основе этого движения, — это может быть просто простым совпадением.

«Библиотечная теория» джазовой импровизации

Новое исследование, только что опубликованное в журнале Cognition , предоставляет первое надежное психологическое доказательство библиотечной теории джазовой импровизации. Исследователи из Орхусского университета и Университета штата Джорджия впервые обнаружили, что опытные джазовые музыканты играют определенные комбинации нот с гораздо более стабильным ритмом и силой, чем другие.

Независимо от того, исполнялись ли эти «фразы» быстро или медленно, громко или тихо, относительные ритмы и акценты оставались очень похожими. Это убедительно свидетельствует о том, что каждый игрок обладает набором паттернов, которые напрямую связаны с его собственным телом и мозгом. Многие джазовые знатоки называли его своим личным «лексиконом». Интересно, что новое исследование показало, что эти импровизационные словари различаются у разных исполнителей.

Мартин Норгаард, родившийся и выросший в Дании, ныне адъюнкт-профессор музыкального образования в Государственном университете Джорджии в Атланте, комментирует далее: «Удивительно, что опытные джазовые музыканты хранят в мозгу связанные звуковые и двигательные репрезентации — это и звук фразы, и информацию о том, как их играть. Как джазовый скрипач, я часто слышу фразы, которые хочу сыграть во время импровизации, но моторная репрезентация неполная, поэтому фраза получается неправильной. Согласно нашим исследованиям, это должно происходить реже, чем развивается экспертиза».

Стилистически уместно и оригинально — признаки творчества

Кроме того, используя продвинутую компьютерную модель, исследователи показали, что «облизывание», как правило, происходит в относительно предсказуемых контекстах, но одновременно вызывает у слушателя большее удивление и неуверенность.

Этот вывод хорошо согласуется с ведущими теориями психологии и неврологии о человеческом творчестве и о том, что делает определенные типы музыки особенно приятными для прослушивания. В частности, мелодии в личном словаре джазовых импровизаторов, как правило, и стилистически уместны, и новы — два признака творчества, по мнению ученых.

«Тот факт, что соло джазовых экспертов вызывают у слушателей большие ожидания и одновременно удивляют их, может быть именно тем, что делает эти мелодии такими цепляющими и запоминающимися. Это может в конечном итоге помочь нам понять, почему одни музыканты становятся известными, а другие нет», — сказал старший. автор Нильс Хр. Хансен, доцент Орхусского института перспективных исследований Орхусского университета, Дания.

Результаты исследования — как они это сделали?

  • Исследователи проанализировали почти 100 000 нот, сыгранных на MIDI-клавиатуре джазовым пианистом уровня артиста Кевином Бэйлсом во время 11 концертов живой музыки для публики в Соединенных Штатах. Этот сборник соло сравнивали с записями 25 опытных джазовых пианистов, принимавших участие в предыдущем лабораторном эксперименте.
  • Для каждой повторяющейся последовательности из 5 нот длительность нот и сила, с которой они игрались, сравнивались в разных версиях одного и того же паттерна, чтобы найти набор фраз, которые наиболее последовательно исполнялись при разных темпах и громкости.
  • Вычислительная модель была обучена в базе данных Weimar Jazz Database , состоящей из более чем 200 000 нот из 456 импровизированных песен различных джазовых исполнителей, чтобы оценить, сколько удивления и неуверенности каждая нота в импровизированных соло Кевина Бэйлза вызовет у среднего слушателя джаза.

Ученые изучают корни импровизации и творчества у профессиональных джазовых музыкантов



Новости партнеров