Кандидат наук Элисия Петрас и археолог доктор Брэнди Макдональд недавно обнаружили 15 черепков афро-карибской керамики в поместье Джексон Уолл на Каймановых островах. Благодаря своему анализу они обнаружили, что керамика не была произведена на месте, а была привезена с Ямайки, что позволяет предположить, что местные рабы, вероятно, участвовали в межостровной торговле между Кайманами и Ямайкой.
Афро-карибская керамика — тип керамики, производимой на Карибах рабами и свободными гончарами африканского происхождения. Обычно изготавливаемая из местной глины, она предназначалась как для домашнего использования, так и для продажи на рынке.
Открытие было сделано во время раскопок исторического объекта, поместья Джексон Уолл. Сегодня оно принадлежит Национальному фонду Каймановых островов в районе Ньюлендс на Гранд-Каймане. Первоначально построенное в 1828 году, сегодня от него осталась только разрушенная лестница. Работа опубликована в Международном журнале исторической археологии .
Нынешний менеджер исторических программ Национального фонда Каймановых островов Стюарт Уилсон посчитал, что поместье имеет потенциал для археологических исследований жизни рабов Каймановых островов, и поэтому поддержал археологические раскопки.
История Каймановых островов в целом сосредоточена на их роли в мореплавании, особенно в ловле черепах и спасении затонувших кораблей. Однако их роль в хлопковой и лесной экономике, в которой рабы играли большую роль, как правило, игнорируется.
По словам Уилсона, история рабства редко обсуждается на Каймановых островах, но это не помешало местным жителям, желающим узнать больше о поместье Джексона Уолл, с интересом отнестись к археологическим исследованиям и тому, что они рассказывают о повседневной жизни рабов.
«Жители Каймановых островов очарованы тем фактом, что на месте Джексон-Уолл произошло так много исторических событий, которые ранее были неизвестны. Это место является одним из самых малоизвестных объектов Национального фонда, и период рабства не всегда обсуждался открыто или охотно. Однако, похоже, пришло время, когда эту часть нашего пути и ее значение для того, кем мы являемся как народ, нельзя игнорировать. Мы на Каймановых островах часто считали себя другими или как-то отделенными от остальной части истории Карибского бассейна, но это место связало нас с этим прошлым новыми и показательными способами».
Сегодня многие жители Каймановых островов как африканского, так и европейского происхождения ведут свою родословную от поместья Джексон Уолл, что делает его историю увлекательной темой для многих.
Земля, на которой однажды будет построено поместье, была впервые обследована еще в 1741 году на имя Мэри Бодден. В 1774 году Элизабет Бодден и ее муж Джон Ширер Джексон приехали на Большой Кайман; у них родился сын Джеймс Ширер Джексон. В 1828 году Джеймс Ширер Джексон начал строительство поместья Джексон-Уолл после того, как отбыл тюремный срок за убийство человека, которого он убил, за то, что тот застрелил его кобылу.
Джеймс Ширер Джексон владел рабами, пока жил в поместье. Записи о рабах от 2 апреля 1834 года показывают, что у него было по крайней мере шесть рабов: Чаттам, Джеймс Карлоу, Элизабет София, Кэтрин Рэйчел, Коллинз и Пол Джонс.
До этого никаких записей о рабах не существовало, поэтому неизвестно, сколькими еще рабами мог владеть Джеймс Ширер Джексон.
Возможно, один из этих рабов привез афро-карибскую керамику в поместье Джексона Уолл. Похожую афро-карибскую керамику можно найти по всему Карибскому региону; некоторые из них производятся на месте, например, с Ямайки, Санта-Крус и Мартиники, а другие вывозятся с близлежащих островов.
Такие горшки часто изготавливались во дворе дома, и это умение, вероятно, зародилось в Африке и передавалось из поколения в поколение от матери к дочери. Многие горшки использовались для домашнего потребления, в то время как другие попадали в обширную торговую сеть.
В настоящее время нет никаких указаний на то, что на Каймановых островах производилась какая-либо керамика. Вместо этого, вся керамика, вероятно, была вывезена с Ямайки. Но почему? Возможно, местная глина на Кайманах была непригодна для гончарного дела или рабы были лишены доступа к хорошей глине. Однако, чтобы доказать или опровергнуть это, необходимы дальнейшие исследования.
Однако у Элисии Петрас есть несколько теорий относительно того, почему жители Каймановых островов решили торговать керамикой вместо того, чтобы производить ее самостоятельно: «Это вопрос, над которым я много размышлял, и есть один фактор, который я нахожу очень убедительным. Историк Джулиус Скотт обнаружил, что в Карибском море моряки часто покупали продукты и, вероятно, другие товары у порабощенных народов, которые они могли хранить в грузе корабля для своей личной торговой деятельности.
«От этих мобильных моряков порабощенные народы могли получать новости с других островов. Он пишет об этом в своей книге «Общий ветер». Покупая товары с Ямайки, порабощенные каймановцы могли отправлять новости и поддерживать связи с общинами, от которых их насильно оторвали, поскольку многие порабощенные каймановцы прибыли на Большой Кайман с ямайских рынков рабов».
Эта теория предполагает, что активная торговля керамикой поддерживалась, возможно, несмотря на местные навыки изготовления керамики, чтобы поддерживать и укреплять связи в сообществе. Если это правда, это говорит об агентстве порабощенных людей, которые, несмотря на свои обстоятельства, находили изобретательные способы поддерживать прочные связи даже на больших расстояниях.
Порабощенные жители Каймановых островов, возможно, обменивали эти горшки на вещи, которые им удавалось производить самим, например, излишки еды или, возможно, продукцию своего местного ремесла — плетение серебряных крыш.
Элисия Петрас говорит: «Другие факторы, которые я рассматривала, исходят из этнографических источников (плетение серебряной соломы). Плетение серебряной соломы является традиционной отраслью на Большом Каймане. Это ремесло передается из поколения в поколение с 1700-х годов.
«Возможно, что порабощенные жители Каймановых островов занимались изготовлением корзин для продажи на рынке, которые они могли обменивать на горшки, произведенные на Ямайке, где существовала сильная традиция изготовления горшков».
После приобретения эти горшки можно использовать для хранения воды. Это основано на фотографии, предоставленной местной жительницей Каймановых островов Бетти Р. Бэнкс, ее семейной реликвии, горшка в стиле Monkey Jar, привезенного с Ямайки в 1913 году. По цвету и консистенции горшок похож на раскопанные черепки.
В 1774 году Эдвард Лонг описал, как рабы Ямайки производили такие горшки для хранения и легкой транспортировки воды на поля. Керамика сохраняла воду чистой и прохладной, идеально подходящей для долгих дней в поле.
Учитывая, что четверо рабов Джеймса Ширера Джексона — Чаттам, Джеймс Карлоу, Элизабет София и Кэтрин Рэйчел — работали на полях, вполне возможно, что они использовали похожий горшок, когда выходили работать на близлежащие поля.