Саундтрек этой истории начинается с едва узнаваемого и приятного грува. Но если я перестану писать и просто послушаю секунду, музыка раскроется полностью. В удобном, ритмичном соло трубы Фредди Хаббарда на фоне мелодичного, повторяющегося фортепианного вампиризма Херби Хэнкока я узнаю «Cantaloupe Island». Затем, когда мои пальцы снова замерли на клавиатуре, Фредди и Херби отходят на второй план, за которыми следует другая инструментальная музыка: захватывающая — но не отвлекающая — звуковая пища, питающая мою концентрацию и производительность.
Где-то, я думаю, Йирен Рен учится, сосредоточена на своем исследовании, которое демонстрирует, как музыка влияет на обучение и память. Возможно, она слушает Нору Джонс или другого музыканта, с которым ей комфортно. Потому что так оно и работает: музыка, которую мы знаем и можем любить, музыка, которая кажется предсказуемой или даже безопасной — эта музыка может помочь нам учиться и узнавать. Тем временем Рен также обнаружила, что другие виды музыки могут влиять на наши эмоции и изменять старые воспоминания.
Рен, аспирант шестого года обучения в Школе психологии Технологического института Джорджии, исследует эти концепции в качестве ведущего автора двух новых исследовательских работ в журналах PLOS One и Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience (CABN) .
«Эти исследования связаны, поскольку оба они изучают инновационные применения музыки в модуляции памяти, предлагая идеи как для повседневного, так и для клинического использования», — говорит Рен.
Однако коллективное исследование изучает влияние музыки совершенно по-разному, объясняет научный руководитель Рена и соавтор исследования Тэкери Браун.
«В одной статье рассматривается, как музыка меняет качество вашей памяти, когда вы ее только формируете — речь идет об обучении», — говорит Браун, когнитивный нейробиолог, который руководит лабораторией MAP (память, аффект и планирование) в Технологическом институте. «Но другое исследование фокусируется на воспоминаниях, которые у нас уже есть, и спрашивает, можем ли мы изменить эмоции, связанные с ними, с помощью музыки».
Создание настроения с помощью музыки
Когда мы смотрим фильм с мощной партитурой — музыкой, созданной для того, чтобы вызывать эмоции — то, что мы слышим, направляет нас именно туда, куда хочет направить нас композитор. В своем исследовании CABN Рен, Браун и их коллеги из Университета Колорадо (включая бывшего доцента Технологического института Джорджии Грейс Лесли) сообщают, что такого рода «музыка настроения» также может быть достаточно мощной, чтобы изменить то, как мы помним свое прошлое.
В их исследовании приняли участие 44 студента Georgia Tech, которые слушали саундтреки к фильмам, одновременно вспоминая сложные воспоминания. Рен быстро отмечает, что это не было клиническим испытанием, поэтому эти участники не были идентифицированы как люди, страдающие расстройствами настроения, говоря: «Мы хотели начать со случайной группы людей и посмотреть, может ли музыка влиять на эмоциональный уровень их воспоминаний».
Оказывается, это так. Участники слушали саундтреки к фильмам и включали в свои воспоминания новые эмоции, которые соответствовали настроению музыки. И эффект был длительным. Через день, когда участники вспоминали эти же воспоминания, но без музыкального сопровождения, их эмоциональный тон все еще соответствовал тону музыки, звучавшей накануне.
Исследователи могли наблюдать за всем этим с помощью фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии). Они могли видеть измененную активность мозга у участников исследования, повышенную связь между миндалевидным телом, где обрабатываются эмоции, и другими областями мозга, связанными с памятью и интеграцией информации.
«Это проливает свет на пластичность памяти в ответ на музыку и на важную роль, которую музыка может играть в изменении наших существующих воспоминаний», — говорит Рен.
Рен сама является мультиинструменталисткой, которая изначально планировала стать профессиональным музыкантом. Будучи студенткой Бостонского университета, она изучала два направления: кинопроизводство и звуковой дизайн, а также психологию.
Она нашла способ объединить свои интересы в музыке и нейронауке и интересуется тем, как можно разработать музыкальную терапию , чтобы помочь людям с расстройствами настроения , такими как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) или депрессия, «особенно в случаях, когда кто-то может преувеличивать негативные компоненты воспоминаний», говорит Рен.
Нет машины времени, которая позволит нам вернуться назад и вставить веселую музыку в микс, пока происходит плохое событие и формируется воспоминание, «но мы можем восстановить старые воспоминания, слушая аффективную музыку», — говорит Браун. «И, возможно, мы можем помочь людям изменить свои чувства и изменить эмоциональный тон, связанный с определенными воспоминаниями».
Принимая знакомое
Второе исследование задает пару старых вопросов: стоит ли нам слушать музыку во время работы или учебы? И если да, то есть ли более полезные типы музыки, чем другие? Ответ на оба вопроса может лежать, по крайней мере частично, в широких параметрах личного вкуса. Но даже в этом случае есть пределы.
Вспомните мое описание «Острова Канталуп» в начале этой истории и то, как знакомый старый джазовый стандарт помог мозгу и пальцам этого писателя двигаться. Точно так же Нора Джонс помогает Рен, когда она работает над новым исследованием музыки и памяти. Но если бы по какой-то причине я хотел проверить свою концентрацию, я бы сыграл другой вид джаза, может быть, бибоп 1950-х годов с его неистовым темпом и нецентральным тоном, или, возможно, хор визжащих кошек. Тот же эффект. Это потребовало бы моего внимания, и никакая работа не была бы сделана.
Для этого исследования Рен объединила свои таланты музыканта и композитора с исследовательскими интересами по изучению того, может ли музыка улучшить или ухудшить нашу способность к обучению или запоминанию новой информации. «Мы хотели исследовать потенциал музыки как мнемонического приема, который помогает нам легче запоминать информацию», — говорит она. (Примером мнемонического приема является «Every Good Boy Does Fine», что расшифровывается как EGBDF и помогает начинающим пианистам выучить порядок нот на клавиатуре.)
48 участников этого исследования попросили выучить последовательности абстрактных форм, слушая разные типы музыки. Рен сыграла музыкальное произведение в традиционном или знакомом шаблоне тона, ритма и мелодии. Затем она сыграла тот же самый набор нот, но в неупорядоченном порядке, придав произведению атональную структуру.
Когда они слушали знакомую, предсказуемую музыку, участники быстрее узнавали и запоминали последовательности форм, поскольку их мозг создавал структурированную основу или леса для новой информации. Между тем, музыка, которая была знакомой, но нерегулярной (вспомните этого писателя и пример бибопа), затрудняла для участников обучение.
«В зависимости от своей узнаваемости и структуры музыка может помогать или мешать нашей памяти», — говорит Рен, которая хочет глубже изучить нейронные механизмы, посредством которых музыка влияет на поведение человека.
Она планирует закончить докторскую диссертацию в декабре и ищет должности для постдокторских исследований, которые позволят ей продолжить работу, начатую в Georgia Tech. Опираясь на это, Рен хочет разработать основанную на музыке терапию для таких состояний, как депрессия или ПТСР, а также изучить новые стратегии реабилитации для стареющего населения и людей с деменцией.
«Эти ранние исследования показывают, что музыка может как помогать, так и мешать нашей памяти, в зависимости от ее узнаваемости и структуры», — говорит Рен.
«Я рад объединить мою давнюю любовь к музыке с моим интересом к человеческой памяти . Потому что я думаю, что следующий этап моего исследования может предоставить ценные доказательства в поддержку разработки музыкальных вмешательств для психического здоровья и когнитивных функций».