Первое открытие наскального искусства на основе углерода во французском регионе Дордонь может проложить путь к точному радиоуглеродному датированию.
В регионе Дордонь на юге Франции находится более 200 пещер, украшенных красочными произведениями палеолитического искусства, но мало что известно о том, сколько им лет. Из-за его окраски материалом на основе оксидов железа или марганца радиоуглеродное датирование этого произведения искусства было невозможно, и обычно считалось, что оно было создано в период Магдалины, который произошел между 12 000 и 17 000 лет назад.
Теперь исследовательская группа из Центра исследований и реставрации музеев Франции сообщила о первом открытии произведений искусства на основе черного углерода в пещере Фон-де-Гом в Дордони, что открывает новые возможности для как радиоуглеродное датирование, так и переоценка существующих произведений искусства в этой пещере и других пещерах по всему региону.
Результаты группы под названием «Первое открытие доисторического наскального искусства на основе древесного угля в Дордони» опубликованы в Научных отчетах.
В конце февраля 2020 года команда обнаружила рисунки углем в главных галереях пещеры. Пещера неофициально известна как «Пещера бизонов», благодаря 80 изображениям бизонов, а также других изображений оленей, лошадей, мамонтов и других изображений. Животные составляют примерно две трети всего искусства пещеры Фон-де-Гом, а оставшуюся треть составляют тектиформы.
В то время как некоторые бизоны изображены в двух или более оттенках, включая диапазон от черного до коричневого и от красного до желтого, другие выполнены в основном в черном и красном или только черном цвете. В 1902 году Анри Муассан, получивший Нобелевскую премию по химии 1906 года, использовал образцы красящих веществ, полученные в данной области техники, для определения компонентов оксида железа и марганца. Однако пещера Фон-де-Гом в настоящее время является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и только в очень редких случаях власти разрешают брать образцы.
Неинвазивные аналитические методы
Из-за этого исследователи обратились к неинвазивным аналитическим методам. Исследователи в этом исследовании использовали как видимую, так и инфракрасную фотографию, наложение видимого света и инфракрасных изображений, портативную рентгеновскую флуоресценцию (pXRF). и портативная микрорамановская спектроскопия для получения данных. Эти методы выявили рисунки на основе углерода среди других, которые, как известно, были созданы с использованием пигментов железа и оксида марганца.
Наложив изображения в видимом свете и инфракрасные изображения, снятые с одной точки обзора, команда создала изображения в инфракрасной фотографии в искусственных цветах (FCIR). Камера и фильтр, которые они использовали для захвата инфракрасных изображений, допускали длину волны излучения только выше 900 нм. Использование программного обеспечения для объединения их с зелеными и красными слоями изображений в видимом свете позволило создать изображения FCIR и позволило дифференцировать различные материалы, используемые при создании изображений.
Использование микрорамановской спектроскопии позволило команде обнаружить на изображениях соединения на основе углерода, а также идентифицировать конкретные минералогические фазы пигментов на основе оксидов железа и марганца. Этот метод спектроскопии также позволил идентифицировать изображения, специально созданные с помощью соединений на основе угольной сажи, в отличие от других материалов на основе углерода.
Тем временем использование pXRF позволило исследователям различать различные виды соединений оксида марганца на черных рисунках.
Региональные различия и сходства
Команда отмечает, что различные виды пигментных материалов могут представлять собой «разные фазы творения согласно наблюдениям в других сопоставимых украшенных пещерах». в регионе Дордонь, включая знаменитую пещеру Ласко, открытую в 1940 году. В основе оксида марганца, использованного в изображениях Ласко, лежит криптомелан, а в основе красок Mn-O Фон-де-Гома. в романехите и пиролюзите.
Кроме того, в документе отмечается, что существует сходство между черным пигментом, используемым в рисунках в пещерах в Фон-де-Гоме и близлежащих Руффиньяк.
Заглядывая в будущее, открытие фигурок из древесного угля в пещере Фон-де-Гом открывает новые возможности для конкретного радиоуглеродного датирования, улучшения знаний о фазах творения и, возможно, даже для точного межрегионального сравнения.