«Неприкасаемые» женщины Индии сталкиваются с дискриминацией даже в схемах, призванных помочь им

Прочитано: 33 раз(а)


Сима и ее муж преуспели, когда впервые открыли прилавок с самосой на местном рынке города в штате Бихар на северо-востоке Индии.

Но потом другие продавцы узнали, кто такая Сима.

Они кричали на ее клиентов за то, что они покупали ее самосы. Они угрожали ее мужу за то, что он «загрязняет» рынок, продавая приготовленную ею еду. Она терпела это несколько месяцев, прежде чем сдаться.

Что Сима сделала не так? Она родилась далитом, членом «неприкасаемых», самой низшей группы в древней и ныне официально устаревшей кастовой системе Индии.

Сима не выглядела, не говорила и не вела себя иначе. Но кто-то узнал ее фамилию, что указывало на то, что она происходила от свиноводов, а такую ​​работу выполняли только далиты. Этого было достаточно.

Жесткая профессиональная иерархия

Хотя ведутся некоторые споры о том , что британский колониализм усиливает его, истоки кастовой системы Индии уходят в прошлое на тысячи лет и глубоко переплетены с индуизмом, религией, которой придерживаются около 80% населения Индии .

Каста – это, по сути, расслоение людей на жесткую профессиональную иерархию.

Согласно Манусмрити, считающейся одним из самых важных сводов законов индуизма, люди рождаются в одной из четырех каст, в зависимости от их поведения в прошлых жизнях.

Самые добродетельные возвращаются как брамины, каста жрецов и ученых. Далее идут кшатрии, которым приписывают правителей и воинов. Третьи — вайшьи, художники и торговцы. Четвертые — это шудры, способные заниматься только физическим трудом.

Ниже всех них находятся далиты, «неприкасаемые», исключенные из всех работ, кроме самых низкооплачиваемых и унизительных, под предлогом сохранения духовной чистоты тех, кто принадлежит к высшим кастам.

Индия официально запретила кастовую дискриминацию в 1950 году . Но это продолжает быть фактом жизни для примерно 200 миллионов из 1,4 миллиарда населения Индии, которые являются далитами.

Они даже подвергаются дискриминации при подаче заявок на участие в программах, созданных для их помощи.

Бедственное положение женщин-далитов

Я познакомилась с Симой летом 2019 года через неправительственную организацию, которая занимается профессиональной подготовкой женщин .

Прошло около двух лет с тех пор, как она отказалась от своего киоска. Сейчас она заканчивала курсы кулинарии. По результатам курса она получит сертификат, который, как она надеялась, повысит ее шансы на получение микрокредита в государственном банке, поддерживаемом Резервным банком Индии и предлагаемом людям, у которых нет залога, который обычно требуют институциональные кредиторы.

Микрозайма может быть достаточно, чтобы купить швейную машину, чтобы начать бизнес по ремонту одежды, или купить коров для продажи молока и сыра. План Симы состоял в том, чтобы переехать в более крупный город и открыть ресторан.

Она уже подавала заявку на микрокредит 18 месяцев назад, но безуспешно.

По ее словам, когда она спросила о статусе своего заявления, сотрудники банка отмахнулись от нее такими комментариями, как «мы должны быть особенно осторожны с некоторыми заявителями», «Я могу сказать, просто взглянув на ваше имя здесь на первой странице, что вести бизнес будет сложно для вас» и «я не думаю, что это у вас в крови».

Мое исследование показывает, что это обычное дело для женщин-далитов.

Проблема с микрозаймами

С тех пор как экономист Мухаммад Юнус и Grameen Bank в Бангладеш в 1970-х годах впервые применили программы микрозаймов, они были приняты в качестве политики сокращения бедности во многих развивающихся странах, включая Индию.

Микрозаймы предлагаются коммерческими, некоммерческими и государственными банками. Резервный банк Индии регулирует этот сектор и выступает в качестве гаранта микрокредитов, предоставляемых банками в рамках национальных программ борьбы с бедностью, спонсируемых правительством.

Для женщин-далитов Резервный банк Индии гарантирует льготы, включая процентные ставки, примерно вдвое меньше, чем для других женщин.

Но растет озабоченность по поводу плохой реализации программ микрофинансирования . Мое исследование связано с отсутствием результатов для далитов-женщин-предпринимателей в Индии.

В Бихаре я взяла интервью у почти 30 женщин из числа далитов, прошедших профессиональные курсы, чтобы улучшить свои шансы на получение микрокредита. Я задал им тот же вопрос: почему они не добились успеха?

Типичным ответом было неловкое молчание, потом слезы, а затем рассказ об унижении при подаче заявки на микрозайм, об отказе в помощи при заполнении формы, о том, что мне сказали не сидеть на одном стуле с другими клиентами банка, и их заявление было отклонено без уважительной причины.

Проведенное мною и моими коллегами исследование, в ходе которого анализировались решения о выдаче микрозаймов в 43 отделениях крупного банка с более чем 2 миллионами клиентов, выдавших микрозаймы, выявило, что 66% отклоненных заявок поступило от женщин-далитов.

Все эти отказы противоречили указаниям Резервного банка Индии о том, что решение по заявкам далитов должно приниматься на более высоком уровне — по-видимому, во избежание дискриминации на уровне отделений.

Кастовые сертификаты

Далитские женщины сталкиваются с уловкой-22. Чтобы претендовать на участие в программе помощи далитам, они должны были доказать, что они далиты, предоставив кастовый сертификат государственного образца.

Но затем этот сертификат стал средством для их идентификации как далитов и дискриминации.

Женщины, с которыми я беседовала, рассказали мне, как сильно изменилось отношение к ним, когда сотрудники банка увидели их кастовые сертификаты. Их называли «халявщиками» и «привилегированными».

Далитские женщины, находящиеся в самом низу социальной и патриархальной иерархии , редко требуют переоценки. Они уже получили двойной удар в виде кастовой и гендерной дискриминации, а инструменты, созданные для оказания им помощи, превратились в бюрократическое оружие, увековечивающее эту эксплуатацию и остракизм.

Простых решений нет, но первый шаг — понять масштабы проблемы. Полная проверка Резервным банком Индии программ микрофинансирования и их обращения с женщинами-далитами является очевидным отправным пунктом.

В истории Индии немало хороших идей, которые не оправдались на практике. Работа по прекращению дискриминации далитов займет десятилетия. Сима, возможно, никогда не доживет до того дня, когда раскрытие ее фамилии не вызовет отвращения.

Но у двоих маленьких детей Симы еще есть шанс жить в таком мире.

«Неприкасаемые» женщины Индии сталкиваются с дискриминацией даже в схемах, призванных помочь им



Новости партнеров