Китайская игра «Black Myth: Wukong» мгновенно стала мировым хитом, получив восторженные отзывы, похвалу на родине и споры за рубежом.
Когда в последний раз видеоигра, разработанная в Китае, вызывала такой же ажиотаж во всем мире, как запуск « Black Myth: Wukong»?
Шум в основном состоит из похвал качеству экшена, дизайна и играбельности игры, которые были усилены китайскими государственными СМИ. Но это было несколько приглушено неуклюжей цензурой и попытками отмести обвинения в сексизме в адрес компании, которая разработала «Wukong».
В своем обзоре британская газета The Guardian описала игру как имеющую «плавные бои» и способную похвастаться «потрясающими визуальными эффектами, кинематографической красотой и освежающим чувством скорости». Она также охарактеризовала «Wukong» как «самую захватывающую и самую противоречивую видеоигру лета».
Однопользовательская игра помещает геймеров в роль Короля обезьян, или Сунь Укуна, ключевого персонажа из «Путешествия на Запад», китайского романа 16-го века, который был пересказан буквально в сотнях фильмов, телешоу и мультфильмов. Она отправляет Короля обезьян в 15-часовое путешествие, чтобы победить множество монстров, которые угрожают миру.
После головокружительного роста, включавшего 10 миллионов просмотров трейлера на YouTube за пределами Китая и еще 56 миллионов на китайской видеоплатформе Bilibili, игра привлекла более 1,04 миллиона одновременных игроков на игровой платформе Steam в течение часа после ее официальной загрузки во вторник. К среде эта цифра выросла до 2,2 миллиона.
Такой международный успех не обошёл вниманием китайских геймеров и подписчиков в социальных сетях. На платформе микроблогов Weibo было накоплено более 1,7 млрд упоминаний «Wukong».
Китайские государственные СМИ поспешили отпраздновать успешный дебют игры как триумф китайской культуры и технологического прогресса. «[‘Wukong’] является примером растущей зрелости игрового сектора Китая и интегрированных ресурсных возможностей китайских производителей», — заявил поддерживаемый государством таблоид Global Times.
«Этот релиз знаменует собой смелый набег китайских разработчиков игр на рынок, на котором долгое время доминировали западные игры класса ААА. Благодаря этому прорыву языком по умолчанию для игр класса ААА больше не будет английский, а китайский», — написало официальное информационное агентство Синьхуа в редакционной статье в среду, переведенной Reuters.
Triple-A или AAA — неофициальный ярлык, описывающий игры с большим бюджетом, которые тщательно разрабатываются и выпускаются крупными компаниями. Стоимость производства «Wukong» оценивается примерно в 50 миллионов долларов.
«Wukong» был придуман компанией Game Science — стартапом, поддерживаемым Tencent, который ранее не выпускал игры для ПК и консолей, а маркетингом занималась Hero Games (владелец 20%).
В то время как большинство китайских игр реализуются на смартфонах и, в меньшей степени, на персональных компьютерах, первоначальный релиз «Wukong» был ограничен Sony PlayStation 5 и ПК (через платформы Steam, Epic Games и WeGame от Tencent).
Более того, он продается как единоразовая покупка за 268 юаней (37 долларов США) за стандартную версию и за 328 юаней (46 долларов США) за премиум-издание, а не по типичной китайской модели «freemium», когда продукт предоставляется бесплатно или за небольшую плату, но затем пользователи совершают несколько внутриигровых микроплатежей за такие преимущества, как персонализация и игровые возможности или ранний доступ к новым уровням и обновлениям.
Но критика не касается исходного материала игры, дизайна или развлекательной ценности. Критики направили свой огонь на Game Science и на тот вид цензуры обсуждений, который является обычным явлением в Китае, но не так комфортно чувствует себя на Западе.
Американское игровое и развлекательное издание IGN в прошлом году опубликовало отчет, в котором были разоблачены случаи сексистского поведения со стороны нескольких разработчиков Game Science, женоненавистнические посты в социальных сетях основателя и генерального директора Фэн Цзи и художественного руководителя игры Ян Ци, а также включение сексуальных намеков в рекламные материалы по набору персонала компании в 2015 году. В то время как новый продукт был открыт для обзора западными СМИ, отказ компании комментировать моральные ценности руководителя вызвал первые признаки споров — хотя в основном за пределами Китая. Game Science до сих пор не прокомментировала обвинения.
Это росло вместе с ожиданием того, что игра станет блокбастером. В Steam доски обсуждений за пределами Китая были усеяны в основном не связанной критикой китайского правительства и его президента. Некоторые комментарии, по-видимому, исходили из Китая от пользователей, которые могли получить доступ только через (незаконную) виртуальную частную сеть.
Перед выпуском игры Hero Games пригласила зарубежных рецензентов и избранных игроков для предварительного просмотра игры, но также потребовала от них подписаться на ряд правил, которые некоторые восприняли как требование к самоцензуре.
Руководящие принципы, по-видимому, выявили многие из нынешних красных линий в китайском обществе. «Список запрещенных тем, изложенный в документе под заголовком «Нельзя», — политика, «феминистская пропаганда», COVID-19, политика китайской индустрии видеоигр и другой контент, который провоцирует негативный дискурс», — сообщает New York Times.
Ссылка на состояние игровой индустрии Китая показательна. Опасаясь ускорения близорукости, игровой зависимости, чрезмерного обожествления звездных игроков и азартных игр в играх, регуляторы намеренно ограничивали внутреннюю игровую индустрию Китая и ее ведущие компании в течение последних трех лет. Для этого они отзывали лицензии, задерживали разрешения на коммерческую эксплуатацию и вводили новые правила, например, те, которые ограничивают несовершеннолетних всего несколькими часами игры в неделю и еще меньше в школьные дни.
Теперь, судя по всему, меры по ужесточению правил ослабли, а количество одобренных игр в этом году увеличилось, что делает появление разработанного в Китае хита класса ААА еще одной позитивной новостью.
Для некоторых китайских технологических и развлекательных компаний, находящихся в затруднительном положении, влияние «эффекта „Укуна“» на их оценку может позволить им увидеть дальше зарубежных споров вокруг игры. Владелец Hero Games Zhejiang Publishing увидел, что его акции выросли на дневной лимит во вторник и достигли трехлетнего максимума. CITIC Press, которая, как ожидается, опубликует книгу иллюстраций «Укуна», выросла на 20%. Tencent, лидер отрасли, который ранее в этом месяце также сообщил о некотором восстановлении в своем китайском игровом сегменте , остался твердым, но цена его акций практически не изменилась.
Global Times сообщает, что частная кинокомпания Huayi Brothers , пережившая бурный период, отягощенный долгами и плохой работой, может оказаться самым крупным победителем на бумаге. Huayi недавно раскрыла, что владеет 5% капитала Hero Games и, в свою очередь, увидела, как ее собственные акции выросли более чем на 70% с 14 августа.
Поскольку споры о сексизме и цензуре вряд ли окажут большое влияние на ситуацию в Китае, ожидается, что Game Science и другие китайские разработчики продолжат пробовать свои силы в разработке других игр класса AAA.
Как написал в недавней заметке инвестиционный банк Goldman Sachs: «Мы видим признаки того, что правительство осознает потенциальную ценность отрасли для экспорта и культуры, [не последним из которых стало] интервью основателя Game Science государственному медиа-агентству Синьхуа перед запуском игры».